22.07.2010
С 1 сентября 2010 года в России стартует очередной эксперимент в области образования. Ряд учебных заведений высшего и среднего профессионального образования начнут обучение студентов по программам прикладного бакалавриата. Само понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым, и мало кто толком представляет себе, что это, по сути, такое. Чем он отличается от «классического» бакалавриата? Что ожидает тех, кто выберет новую форму обучения? Давайте разбираться с этим непривычным для российского образования явлением.
Все началось в 1993 году, когда 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию. Так зародилось «Болонское движение». Его главная цель — создание единого образовательного пространства. Страны-участники стали активно внедрять в учебных заведениях новые образовательные программы. Широкое распространение получила схема бакалавриат — магистратура, введение единых систем оценок и так далее.
Россия подписала Болонскую декларацию семь лет назад, обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные положения Болонского процесса. Введение профильного обучения в школах, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат — магистратура), внедрение ЕГЭ — далеко не полный список тех преобразований, которые повсеместно внедряет Минобрнауки.
Иван Федотов, проректор АНХ при правительстве РФ: | Я убежден, что прикладной бакалавриат будет популярнее обычного. Сегодня получить высшее образование — это почетная задача каждого. Но выпускники традиционного бакалавриата получают общее высшее образование, и часто работодатель вынужден их доучивать или даже переучивать. А выпускник прикладного бакалавриата сразу сможет начать работать, потому что ориентирован непосредственно на практику. |
Идея прикладного бакалавриата родилась пять лет назад. Причиной стало явление, когда технологии в ряде отраслей промышленности усложнились настолько, что уровень среднего профессионального образования стал явно недостаточным. Сейчас рабочие на современных производствах работают головой не меньше, чем руками. Сложнейшие технологические процессы нужно контролировать с помощью особой техники, необходимо обладать большими знаниями не только в своей узкой специальности, но и в смежных областях. Очень вырос уровень как теоретической, так и практической подготовки будущих работников, и такое образование уже язык не поворачивается назвать начальным или средним.
Существует и обратная тенденция: упрощение образовательных программ высшей школы. Рынок труда переполнен вакансиями, для которых практические навыки требуются больше, чем фундаментальное высшее образование. Это подсказало идею объединить средние и высшие учебные заведения в многоступенчатую систему. Студенты в рамках такой системы должны получить образование, которое бы совмещало достоинства обучения в ссузе, ориентированного на практику, и высокий уровень вузовской подготовки.
19 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», которое и узаконило новое понятие.
Итак, прикладной бакалавриат — это квалификация, официально приравненная к высшему профессиональному образованию. Главное ее отличие от обычного бакалавриата в том, что наряду с традиционными академическими дисциплинами вводятся профессиональные. Раньше их использовали лишь в начальном и среднем профобразовании. Это необходимо для подготовки высококлассных специалистов для решения конкретных, узких задач в промышленности и экономике.
Ирина Капустина, декан торгово-экономического факультета СПбТЭИ: |
Механизм реализации программы прикладного бакалавриата в торговле я вижу не отдельно, на уровне колледжа/техникума, а только в цепочке с вузом.
В отличие от классического бакалавриата, который требует более серьезной научной подготовки, прикладной выпускает профессионалов среднего звена, к примеру, по специальности «Коммерция». Их «перегрузка» наукообразными дисциплинами будет только мешать. |
Министерству образования и науки было поручено выявить группы специальностей, для которых были бы особенно актуальны эти преобразования. В числе приоритетных отраслей: металлургия, машиностроение, обработка металлов, сварка, энергетика, электротехника.
В апреле 2010 года ведомство провело конкурсный отбор государственных образовательных учреждений для участия в программе. Всего на конкурс было подано 125 заявок. В результате победили 30 образовательных учреждений, в частности, 7 высших и 23 средних специальных. Позже, к началу приемной кампании, число участников эксперимента выросло до 49 учебных заведений.
Реализация программы начнется 1 сентября 2010 года, Студенты будут учиться четыре года очно (то есть на один год больше, чем по стандартной программе среднего специального образования). При этом образование они будут получать абсолютно бесплатно — за счет средств федерального бюджета.
В программе прикладного бакалавриата очень большой объем практической подготовки студента: учебная и производственная практики, лабораторные работы, практические занятия и курсовые работы составляют более 50% от общего объема времени. Производственная практика будет проводиться в организациях работодателей, где студенты смогут постигать основы своей будущей профессии.
Выпускники, успешно прошедшие всю программу, получают документ государственного образца о высшем профессиональном образовании — диплом бакалавра. Этим ребятам уже практически гарантирована будущая работа: определять заказ на подготовку таких специалистов будет государство на основании потребностей регионов.
Примечательно, что полученная степень не исключает возможности продолжить образование. По прогнозам Минобрнауки, около 70% выпускников-прикладников пойдут в магистратуру, продолжая при этом работать на производстве.
Исаак Калина, заместитель министра образования и науки РФ: | Сегодня модернизируемым предприятиям страны реально не хватает высококлассных специалистов, которым они готовы платить высокие зарплаты. Поэтому те ребята, которые осенью начнут обучаться по программам прикладного бакалавриата, не только получат диплом о высшем образовании, но, что гораздо важнее, получат востребованную экономикой профессию и будут уникальными специалистами на российском рынке труда. |
Ежегодно министерство будет отчитываться о ходе эксперимента. А в 2014 году, когда будут подведены итоги, государство решит, имеет ли смыл эта программа и нужно ли ее развивать.
Что касается работодателей, они достаточно быстро привыкают к нововведениям в образовании. Рекрутинговые порталы провели опрос среди организаций и предприятий. Как выяснилось, 43% компаний не придают большого значения типу диплома — гораздо важнее персональные качества соискателя. И эта цифра за последние годы меняется в пользу бакалавров.
Кроме того, как говорят ректрутеры, технические специалисты будут нужны всегда, поэтому устроиться выпускнику прикладного бакалавриата данного направления будет проще, чем выпускнику гуманитарной специальности.
ГлавСправ. 2010