Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

22.07.2010

«Прикладной» эксперимент

С 1 сентября 2010 года в России стартует очередной эксперимент в области образования. Ряд учебных заведений высшего и среднего профессионального образования начнут обучение студентов по программам прикладного бакалавриата. Само понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым, и мало кто толком представляет себе, что это, по сути, такое. Чем он отличается от «классического» бакалавриата? Что ожидает тех, кто выберет новую форму обучения? Давайте разбираться с этим непривычным для российского образования явлением.

Все началось в 1993 году, когда 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию. Так зародилось «Болонское движение». Его главная цель — создание единого образовательного пространства. Страны-участники стали активно внедрять в учебных заведениях новые образовательные программы. Широкое распространение получила схема бакалавриат — магистратура, введение единых систем оценок и так далее.

Россия подписала Болонскую декларацию семь лет назад, обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные положения Болонского процесса. Введение профильного обучения в школах, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат — магистратура), внедрение ЕГЭ — далеко не полный список тех преобразований, которые повсеместно внедряет Минобрнауки.

Иван Федотов, проректор АНХ при правительстве РФ: Я убежден, что прикладной бакалавриат будет популярнее обычного. Сегодня получить высшее образование — это почетная задача каждого. Но выпускники традиционного бакалавриата получают общее высшее образование, и часто работодатель вынужден их доучивать или даже переучивать. А выпускник прикладного бакалавриата сразу сможет начать работать, потому что ориентирован непосредственно на практику.

Идея прикладного бакалавриата родилась пять лет назад. Причиной стало явление, когда технологии в ряде отраслей промышленности усложнились настолько, что уровень среднего профессионального образования стал явно недостаточным. Сейчас рабочие на современных производствах работают головой не меньше, чем руками. Сложнейшие технологические процессы нужно контролировать с помощью особой техники, необходимо обладать большими знаниями не только в своей узкой специальности, но и в смежных областях. Очень вырос уровень как теоретической, так и практической подготовки будущих работников, и такое образование уже язык не поворачивается назвать начальным или средним.

Существует и обратная тенденция: упрощение образовательных программ высшей школы. Рынок труда переполнен вакансиями, для которых практические навыки требуются больше, чем фундаментальное высшее образование. Это подсказало идею объединить средние и высшие учебные заведения в многоступенчатую систему. Студенты в рамках такой системы должны получить образование, которое бы совмещало достоинства обучения в ссузе, ориентированного на практику, и высокий уровень вузовской подготовки.

19 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», которое и узаконило новое понятие.

Итак, прикладной бакалавриат — это квалификация, официально приравненная к высшему профессиональному образованию. Главное ее отличие от обычного бакалавриата в том, что наряду с традиционными академическими дисциплинами вводятся профессиональные. Раньше их использовали лишь в начальном и среднем профобразовании. Это необходимо для подготовки высококлассных специалистов для решения конкретных, узких задач в промышленности и экономике.

Ирина Капустина, декан торгово-экономического факультета СПбТЭИ: Механизм реализации программы прикладного бакалавриата в торговле я вижу не отдельно, на уровне колледжа/техникума, а только в цепочке с вузом.
В отличие от классического бакалавриата, который требует более серьезной научной подготовки, прикладной выпускает профессионалов среднего звена, к примеру, по специальности «Коммерция». Их «перегрузка» наукообразными дисциплинами будет только мешать.

Министерству образования и науки было поручено выявить группы специальностей, для которых были бы особенно актуальны эти преобразования. В числе приоритетных отраслей: металлургия, машиностроение, обработка металлов, сварка, энергетика, электротехника.

В апреле 2010 года ведомство провело конкурсный отбор государственных образовательных учреждений для участия в программе. Всего на конкурс было подано 125 заявок. В результате победили 30 образовательных учреждений, в частности, 7 высших и 23 средних специальных. Позже, к началу приемной кампании, число участников эксперимента выросло до 49 учебных заведений.

Реализация программы начнется 1 сентября 2010 года, Студенты будут учиться четыре года очно (то есть на один год больше, чем по стандартной программе среднего специального образования). При этом образование они будут получать абсолютно бесплатно — за счет средств федерального бюджета.

В программе прикладного бакалавриата очень большой объем практической подготовки студента: учебная и производственная практики, лабораторные работы, практические занятия и курсовые работы составляют более 50% от общего объема времени. Производственная практика будет проводиться в организациях работодателей, где студенты смогут постигать основы своей будущей профессии.

Выпускники, успешно прошедшие всю программу, получают документ государственного образца о высшем профессиональном образовании — диплом бакалавра. Этим ребятам уже практически гарантирована будущая работа: определять заказ на подготовку таких специалистов будет государство на основании потребностей регионов.

Примечательно, что полученная степень не исключает возможности продолжить образование. По прогнозам Минобрнауки, около 70% выпускников-прикладников пойдут в магистратуру, продолжая при этом работать на производстве.

Исаак Калина, заместитель министра образования и науки РФ: Сегодня модернизируемым предприятиям страны реально не хватает высококлассных специалистов, которым они готовы платить высокие зарплаты. Поэтому те ребята, которые осенью начнут обучаться по программам прикладного бакалавриата, не только получат диплом о высшем образовании, но, что гораздо важнее, получат востребованную экономикой профессию и будут уникальными специалистами на российском рынке труда.

Ежегодно министерство будет отчитываться о ходе эксперимента. А в 2014 году, когда будут подведены итоги, государство решит, имеет ли смыл эта программа и нужно ли ее развивать.

Что касается работодателей, они достаточно быстро привыкают к нововведениям в образовании. Рекрутинговые порталы провели опрос среди организаций и предприятий. Как выяснилось, 43% компаний не придают большого значения типу диплома — гораздо важнее персональные качества соискателя. И эта цифра за последние годы меняется в пользу бакалавров.

Кроме того, как говорят ректрутеры, технические специалисты будут нужны всегда, поэтому устроиться выпускнику прикладного бакалавриата данного направления будет проще, чем выпускнику гуманитарной специальности.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011