01.12.2010
Президент РФ Дмитрий Медведев в третий раз обратился с посланием к Федеральному собранию. В тексте 2010 года затронуты основные направления внутренней и внешней политики страны, а также обозначены приоритетные направления работы. Одни из ключевых тем обращения: образование и наука, дети и молодежь.
Примечательно, что за два месяца до послания Дмитрий Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!», где обозначил определенные темы, которые будут затронуты в послании. Президент призвал всех высказывать свой взгляд на дальнейшее развитие страны, вносить предложения и пожелания. Реакция была очень бурной: только на официальный сайт Кремля поступило более 16 тысяч обращений от граждан и организаций.
Из ежегодного послания президента к Федеральному собранию:
<…>
Самый известный наш инновационный проект — это центр в Сколково. Я выступил с этой инициативой меньше года назад. Сейчас этот проект уже становится реальностью. Есть земля, есть управленческая команда, есть, наконец, специальный закон, который устанавливает уникальные преференции для тех, кто будет заниматься этим проектом. Наконец, есть конкретные предложения от частных и государственных компаний, которые готовы начать работу уже сегодня.
Я хотел бы подчеркнуть, что налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям.
Кроме того, в ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 миллиардов рублей. Это тоже немалые деньги. Но в случае удачной работы нам следует увеличить финансирование этой программы.
<…>
Очень болезненный для молодых семей вопрос — вопрос о местах в детских садах. На начало года в очереди в детские сады стояло 1 миллион 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую, по сути, до рождения ребёнка. И именно из-за нехватки детских садов молодые семьи часто откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребёнком.
В этом контексте поручаю сделать следующее. Во-первых, во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства
новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. При этом названные
требования должны быть обоснованными и реализуемыми.
Во-вторых, поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных
детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских
садов, в том числе семейных детских садов.
В-третьих, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.
<…>
Наша политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах. Декларация прав ребёнка, утверждённая Ассамблеей Организации Объединённых Наций, провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Конвенция о правах ребёнка установила приоритетность интересов детей перед интересами общества и государства.
<…>
Воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования.
В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего
и старшего звена. Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной
аттестации и профессиональной переподготовки. Кроме того, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и
повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2
миллиардов рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы.
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», — говорил когда-то Уинстон Черчилль.
Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору
профессии. Поэтому, на мой взгляд, требуется уделить внимание следующему.
Первое. В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего — видение того, как может развиваться школа.
Разработка таких проектов — это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что
региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.
Второе. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои
способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места
жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать
норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одарённых детей.
Третье. Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире
коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И
правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Использование в обучении самых современных
информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах.
И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше,
чем учителя, — учителя должны в этом разбираться.
<…>
Источник: Администрация Президента РФ
ГлавСправ.2010