24.08.2010
После окончания вуза прошло время, жизнь увела меня с рельс биологии, и ни на одном сайте поиска работы я не видела: «Требуется биолог». Что ж, необходимо было перестраиваться на новый лад и стать привлекательной для работодателя. Понятно, что нужно специализироваться, может быть, менять профессиональный профиль. Но что выбрать: второе образование, курсы или магистратуру?
Википедия гласит: «Магистратура — более высокий уровень высшего образования, который приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата, предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по определенному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».
Можно добавить, что диплом специалиста прошлых лет также подойдет для старта в магистратуре.
Закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования был подписан 24 октября 2007 года Президентом РФ Владимиром Путиным. Но заработала двухуровневая система высшего образования только с 1 сентября 2009 года.
В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.
Согласно ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
Срок освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для получения квалификации (степени) «магистр»: не менее шести лет.
Из официальных источников: | «Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей». |
Анализируя мнения будущих и реальных магистрантов, можно составить себе объемную картину.
Напрашивается вывод: магистратура — это обучение не только новому, но и на новом методическом уровне. Успех ее пропорционален собственной мотивации, количеству усилий и природных данных самого обучающегося.
Не на кого больше кивать, что из тебя вышел «волшебник-недоучка», как никогда ты сам творец своего профессионального совершенства.
Учатся ли в магистратуре выпускники других вузов? Других городов? Других стран? Других лет? Ответы на эти вопросы вдохновляют.
Нередко бакалавры с техническим образованием идут в магистратуру на гуманитарные программы другого вуза.
Александр Редькин, математик, студент 1-го курса магистратуры, программа «Менеджмент СМИ», выпускник факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ — ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина):
«На прежнем месте учебы я изучал автоматизированные системы обработки информации и управления, а точнее, направление «Защита информации». Хотелось исследовать и гуманитарные вопросы информации. Так оказался в магистратуре факультета журналистики СПбГУ. Трудно ли было поступить? На программу было шесть бюджетных мест, а поступало восемь человек. Таких как я, представителей других профессий, оказалось несколько человек. Пришлось приложить немало терпения, труда и старания, чтобы подготовиться по программе конкурсных испытаний. Пригодилась и закалка учебы в техническом вузе.
Мест на магистерские программы в два-три раза меньше, чем набор на бакалавриат. Поэтому и конкуренция пожестче, и экзамены — настоящие. ЕГЭ не обойдешься, а будешь лично отвечать перед приемной комиссией, которая делает выводы о соответствии претендента будущей степени «магистр», оценивает уровень базовых знаний и умение держаться и подавать себя незнакомой и квалифицированной аудитории. Ведь магистратура в нашей стране — это «цвет науки», представительский корпус России за рубежом. Магистры — «штучный» товар, подготовка которого часто осуществляется по индивидуальному плану.
Поступление в магистратуру в нашей стране не только конкурсное, но и платное. Стоимость обучения зависит от рейтинга выбранного вуза, в вузах глубинки (например, в Иркутске или Чите) не отличается от среднего платного обучения: 25-30 тыс./семестр, в то время как в престижных вузах Москвы обучение в магистратуре стоит 100-200 тысячя
Поиск в Интернете быстро вывел меня на отечественные сайты, где форумы переполнены запросами бакалавров о бесплатной магистратуре за границей. В некоторых странах Европы (Германия, Швеция, Франция) высшее образование бесплатное, и магистратура, естественно, тоже. Только вот ценз для поступления туда очень высок.
В первую очередь, это уровень знания языка. Хоть и афишируется, что существует начальный этап подготовки для такой магистратуры, в том числе языковой, коллегам из европейских университетов проще взять своих бакалавров, чем переучивать русских. Даже закончив престижный инженерный вуз в Петербурге, вряд ли вы понимаете высшую математику на французском языке. Важно знание именно нативного (родного) языка: французского, немецкого, шведского... Английский язык, сколь угодно высокого уровня, вас не спасет.
Но если в вашем арсенале такой язык имеется, стоимость обучения составит «обычный студенческий взнос» — 500 евро, который распределяется на оплату библиотеки, Интернета и прочего. Проживание, питание, учебники и компьютерные программы в этот взнос не входят.
Правда, есть другой путь — академический. Можно найти подходящий грант, отечественный или зарубежный, и поучаствовать в конкурсе грантов. Выигрыш в этом «забеге» сулит почти бесплатное обучение в магистратуре заграничного вуза. Останется собрать денег на проживание. В первый год магистратуры нечего и думать о подработках, программа такая сложная для неадаптированного бакалавра, что не многие дотягивают до второго курса. Но пытаться стоит, тем более заполнение анкет и грантов можно выполнять без отрыва от основной работы, заодно, подтянуть иностранный язык, добавив ему академического лоска.
Елена Загальская
ГлавСправ. 2010