Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

11.01.2011

Роль работодателей в университетском образовании

О необходимости участия работодателей при подготовке квалифицированных специалистов в различных областях, и в частности — по «космическим» специальностям, рассказал ГлавСправ первый проректор по науке СПбГУАП Виталий Иванович Хименко.

В настоящее время роль работодателей в реализации программ высшего образования значительно возросла. Продуктивное сотрудничество с работодателями получается, когда они тоже заинтересованы в молодых специалистах, и сами помогают их готовить.

Предприятие и созданные им базовые кафедры в университете — это хорошее сочетание. Соглашения о стратегическом партнерстве различных организаций с вузами сейчас заключаются в большом количестве. К примеру, ЛЭТИ подписал 40 договоров о сотрудничестве с разными предприятиями. Эти контракты не столько финансовые соглашения, сколько «договора о дружбе». Они гласят: «Мы будем совместно работать в этом направлении». При этом контракты не имеют под собой материальной базы, не накладывают никакой ответственности ни на университет, ни на предприятие.

А вот когда создается базовая кафедра, то предприятие уже обязано внести свой вклад в подготовку специалистов, и начинается плотная и эффективная совместная работа. В результате формируются определенные требования к специалистам, которые будут в дальнейшем трудиться на этом предприятии. Таким образом, значительно сокращается переходный период, когда человек после окончания вуза впервые попадает на производство и начинает практически с нуля учиться применять полученные знания на практике. Этот период он благополучно проходит в студенчестве.

Есть хорошие примеры предприятий, которые взаимодействуют с вузами на таком уровне. Это очень полезное и плодотворное сотрудничество: студенты проходят практику на предприятии, на последних курсах могут начать работать. А по окончании университета выпускник практически со стопроцентной гарантией имеет рабочее место и сразу может эффективно трудиться, поскольку занимается тем, что уже знает хорошо.

На последних курсах обучения есть цикл дисциплин «по выбору вуза» либо «по выбору студента». Здесь предлагаются предметы, которые больше всего пригодятся в трудовой деятельности. Большой их плюс в том, что преподавание могут вести люди с предприятия с производственным опытом. При этом специалисты могут не только читать лекции, но и проводить практику, выполнять совместные с студентами научные исследования и т.д.

Предприятия нужны вузу и для того, чтобы использовать их базу. Возьмем, к примеру, специальности, связанные с технологией приборостроения. Сформировать технологический процесс в университете, во-первых, дорого, а, во-вторых, у учебного заведения, в отличие от предприятия, нет возможности поддерживать его на высоком уровне. И вот тогда вуз использует постоянно обновляющуюся производственную базу этой дружественной организации.

Контакт «работодатель — вуз» получается разумным, и самое главное, что от этого взаимодействия хорошо и университету, и предприятию. Но для того, чтобы эта система работала, необходима взаимная заинтересованность.

Если говорить о наших специальностях, то нужно отметить, что сейчас растет интерес к космосу и, соответственно, необходимость подготовки таких специалистов. Отрадно, что и популярность этого направления у абитуриентов увеличивается.

Молодые люди начинают более здраво рассуждать и формировать обоснованную жизненную позицию. Возьмем, к примеру, популярную и востребованную специальность «Менеджмент». Хорошим менеджером, на мой взгляд, можно стать тогда, когда у тебя есть специальные знания в какой-то определенной сфере. Получать специальность и диплом менеджера, не зная никакой другой области более детально и профессионально, практически бессмысленно.

Менеджмент хорош, как второе высшее образование. Если человек хорошо знает какую-то определенную сферу, и является в ней знатоком, то дополнительное образование в сфере менеджмента будет очень полезно. Просто так знать законы, связанные с управлением, конечно, не помешает, но их нужно применять к конкретной области. А если ты эту область знаешь плохо, то все твои действия будут выглядеть достаточно убого.

Для того чтобы страна была на хорошем экономическом уровне, должны работать предприятия. Полностью полагаться на сырьевую базу — нельзя. Хотя, если и говорить о сырье, то и его надо добывать и обрабатывать, и лишь после этого продавать. Здесь не обойтись без тех предприятий, которые могут проектироваться, создаваться и обслуживаться только специалистами технических направлений. Мы в ГУАПе не закрыли ни одной технической специальности, даже в тот период, когда было трудно выжить. Сейчас экономике страны нужны именно такие специалисты.

Но с другой стороны, несмотря на острую потребность в технических специалистах, говорить, что «если ты закончил экономический или юридический факультет — это плохо», я бы не стал. Я бы также не стал осуждать тех, кто закончил университет, а работает не по специальности. В любом случае, когда человек заканчивает высшее учебное заведение, голова у него начинает работать по-другому. Он имеет дополнительные знания, значительный умственный потенциал, но работает и размышляет уже иначе, не так, как до поступления, а потому может переоценивать и менять принятое ранее решение.

В Год космоса, в год 50-летия первого полет в космос, нужно внимательнее посмотреть на специальности, на направления, которые связаны с аэрокосмической областью. Эта сфера всегда понимается в широком смысле: сюда относятся современные информационные технологии, радиотехнические и радиоэлектронные системы связи, системы управления, навигации и мн. др. Она очень обширна — нельзя построить что-то и запустить в космос, если не будет отработан каждый узел, и для этого нужны специалисты самых разнообразных областей.

На мой взгляд, любая техническая система, запущенная в космос, определяет потенциал страны. Слабое государство не сможет запустить хороший космический аппарат. При его разработке используются все знания, которые накоплены в этой и смежной областях. В созданных космических аппаратах отражается технологический уровень и научный потенциал страны.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011