19.12.2010
Иерархия ступеней высшего профессионального образования пока вызывает вопросы у абитуриентов. Поступать ли на бакалавриат, если идет набор на специалитет? Зачем высшее образование в колледже? Каких еще изменений ожидать с принятием нового закона «Об образовании»? Комментирует Виталий Иванович Хименко, первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Согласно федеральному закону, с 1 января все вузы России переходят на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. После долгих и тяжелых обсуждений был принят перечень направлений бакалавриата и магистерской подготовки.
Еще более мучительно проходило обсуждение перечня специальностей. Всего 107 специальностей сохранятся в виде непрерывной пятилетней подготовки в некоторых университетах России. Весомая их часть связана с подготовкой специалистов по сложным конструкторско-технологическим направлениям, где невозможно подготовить специалиста с высшим образованием за 4 года (а также по ряду медицинских и творческих специальностей — прим. ред.). Специалитет сохранится и в образовании для оборонного комплекса — Министерство обороны внесло дополнительные специальности, которые необходимо давать в рамках непрерывной пятилетней подготовки.
Существует федеральный закон, который регламентирует переход от специальностей к направлениям обучения и содержит перечень направлений бакалавриата, магистратуры и отдельно принятый перечень специальностей. Специальные «таблицы соответствия» сопоставляют существующие образовательные программы с теми, которые будут реализованы при переходе на двухуровневую систему образования.
Недавно была выставлена еще одна версия проекта закона «Об образовании». Первый вариант закона был представлен на 400 страницах. Второй — разработан после 300 страниц поправок и, скорее всего, он и будет принят. Не могу сказать, что это окончательная версия, и закон в такой форме все сразу решит. В нем также около 300 страниц, которые требуют огромного количества подзаконных актов. Но, по крайней мере, в законе четко прописаны некоторые моменты.Например, отныне в России будут не образовательные учреждения, а три вида образовательных организаций высшего профессионального образования: университеты, институты и колледжи. Академий в этом списке нет.
Планируется, что колледжи будут заниматься подготовкой прикладных бакалавров. Этот эксперимент уже начат. Такая подготовка пока проводится в виде эксперимента в тех колледжах, которые связаны с университетами (в единичных случаях это автономные колледжи — прим. ред.). В ходе конкурса среди огромного количества заявок было отобрано порядка 30 вузов, где есть колледжи. На базе этих учебных заведений в течение трех лет будет реализован эксперимент по прикладному бакалавриату.
Каждый вуз обязан разработать программу перехода на двухуровневое образование. При этом производится анализ образовательной лицензии и существующих образовательных программ. Ученый совет СПбГУАП принял такую программу по ряду стандартных, но необходимых шагов: рассмотреть образовательные программы, которые есть в вузе и сопоставить их с будущими направлениями и стандартами, которые будут вводиться с января 2011 года. В рамках этих стандартов по направлениям формируются профили.
Профили обучения имеют почти такие же названия, как у специальностей, которые вошли в укрупненные направления. Делается это вполне осмысленно, чтобы не потерять преподавательский состав, не потерять кафедры, и чтобы не проводить жесткую ломку при переходе с одних стандартов на другие.
Учебные планы в вузах разрабатываются на основе уже опубликованных стандартов. Но есть ряд специальностей, по которым стандартов еще нет: это специальности, которые были введены в перечень в последнюю очередь, связанные с военными учебными заведениями. Они будут разработаны на уровне учебно-методических объединений, которые относятся к военным структурам.
Переход на новые образовательные стандарты откладывался уже два раза. Ходят слухи, что его вновь отложат, до 2012 года. Скорее всего, это будет связано с предстоящими выборами. На мой взгляд, причин для беспокойства нет. База для реализации такого перехода уже создана.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
ГлавCправ. 2010