09.02.2011
Абитуриенты тратят немалые деньги, чтобы их освоить, но вложения никогда себя не оправдают. Лайф-коучеры, тренд-вотчеры, IT-евангелисты и менеджеры по социальным медиа — всё это недавно появившиеся, но уже очень модные профессии. Представляем вам несколько таких профессий-обманок.
Давно уже известно, что юные россияне предпочитают учиться на экономистов и юристов, тогда как экономике все больше нужны инженеры и сварщики. Но сейчас список ненужных и популярных профессий расширяется.
Не пригодились, например, менеджеры по гостиничному и ресторанному бизнесу. Конечно, часть самых талантливых и пробивных выпускников трудоустроилась, но массового спроса на специалистов этого профиля так и не возникло. Сама отрасль по мировым меркам еще довольно слабо развита в России, говорят эксперты.
Наименее востребованными по сравнению с ожидаемым прогнозом оказались психологи: многим пришлось в корне сменить деятельность. Да и про самих специалистов по кадрам (их принято теперь называть менеджерами по HR — human resources, «человеческие ресурсы») нельзя сказать, что они нарасхват. Число кандидатов на рынке все еще значительно превышает количество вакансий.
В какой-то момент весьма модным стало учиться на востоковеда. Откуда пошло это увлечение, эксперты уже и вспомнить не могут, но факт остается фактом: с одним хорошим гуманитарным образованием выпускнику почти ничего не светит. Повезет, если в крупную компанию, расширяющую свое присутствие на азиатских рынках, потребуется человек со знанием языка, но такие случаи редки, рассказывают «охотники за головами», как называют менеджеров по подбору персонала.
В числе профессий, не оправдавших ожидания, эксперты называют и специалистов в государственном и муниципальном управлении. С одной стороны, это удивительно: если верить опросам общественного мнения, госслужба — предел мечтаний любого выпускника (соперничать по популярности она может разве что с «Газпромом»). Но с другой — оклады начинающих специалистов совсем невелики, карьерный путь долог и тернист, а доступ к «кормушке» — именно это и привлекает школьников — появляется отнюдь не сразу.
Несколько лет назад считалась перспективной и специальность оценщика (Cost Estimate Specialist). Но оказалось, что бизнесу нужны люди со специфической подготовкой даже в этом деле: в страховании предпочитают оценщиков с профильным образованием, в недвижимости — с опытом оценки объектов недвижимости и т.д.
Оказались не у дел и юристы в сфере банковского права и недвижимости. Здесь всему виной кризис, в результате которого на рынке высвободилось большое количество специалистов.
Совсем уж экзотической выглядит специальность «высокочастотный трейдинг» — это способ торгов на бирже, когда в единицу времени осуществляется максимальное количество сделок с ценными бумагами.
Возможно, вводя такие курсы, вузы рассчитывали на бурное развитие российского финансового рынка, но пока этого не произошло и «высокочастотников» с распростертыми объятиями нигде не ждут.
Парадоксально, но факт: технических специалистов на рынке не хватает, но нынешние выпусники-технари особенно не котируются. Все дело в том, что современные требования: знание английского, обладание навыками работы с новым оборудованием — в большинстве случаев не соответствуют программам вузовского обучения.
За последнее время список модных профессий расширился. Можно встретить объявления о поиске специалистов по социальным медиа, тренд-вотчеров и лайф-коучеров. Но стоит ли учиться именно этому?
Сегодня в новых профессиях работают люди с вполне традиционным образованием, на старте обладавшие главными необходимыми навыками, получив остальное опытным путем. Пока не имеет смысла получать образование по молодой профессии. Гораздо ценнее определить интересную для себя сферу, понять, какие принципиальные навыки и знания в ней востребованы, и развивать их.
Для того чтобы работать SMM (Social Media Manager, или специалистом по социальным медиа), нужно быть хорошо образованным человеком, уметь грамотно писать, знать несколько иностранных языков, любить Интернет и быть восприимчивым к новому. То же самое касается и тренд-вотчеров — людей, которые должны отслеживать тенденции на определенном рынке. Сама профессия появилась в результате обострения конкуренции среди компаний и, как результат, возникновения потребности быть на шаг впереди конкурентов.
Бизнес- или лайф-коучер — тренер для деловых людей, которым нужна помощь в жизни или карьере. Чтобы быть хорошим коучером, необязательно оканчивать педагогический вуз, но разбираться в сфере обучения и быть отличным психологом необходимо. Зачастую в коучеры идут те, кто считает, что сделал в профессии все, что хотел, и чувствует внутреннюю потребность делиться знаниями.
Профессия IT-евангелиста не связана с религией, это разработчики программного обеспечения, которые общаются с людьми напрямую и стараются повысить лояльность клиентов. IT-евангелистом может стать технический специалист, который решил связать свою жизнь не только с разработкой продуктов, но и с их продвижением — общением с аудиторией, написанием книг, ведением блогов, объясняют эксперты.
Все больше появляется так называемых агентов влияния — людей, которые представляют компанию или продукт на форумах и в блогах. Они пишут положительные отзывы о продуктах заказчика, тем самым формируя положительное мнение о них у потенциальных клиентов. Эта работа не требует много времени, но нужны увлеченность и легкость стиля письма. Этому тоже в вузе не научат.
Как резюмируют эксперты, не стоит выбирать «модную» профессию и надеяться на стабильное будущее. Будут ли нужны такие профессионалы лет через пять? Экономика страны развивается не всегда прогнозируемо, и требования к профессиональным навыкам стремительно меняются. А вот фундаментальные знания пригодятся всегда.
По материалам Rabota@mail.ru
ГлавCправ. 2011