Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

20.07.2023

Вузы о профессиях: «Робототехника – это уже не будущее, а настоящее»

Доцент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Денис Михайлович Филатов рассказал о ситуации на рынке труда в области мехатроники и робототехники и комплексном подходе к подготовке специалистов в ЛЭТИ.

Денис Михайлович Филатов – кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматического управления факультета электротехники и автоматики СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель направления «Электротехника и электротехнологии» проектного офиса развития университета, преподаватель дисциплины «Основы мехатроники и робототехники» по направлению подготовки «Мехатроника и робототехника».

Мы узнали у Дениса Михайловича, как проходит обучение на новом направлении и какие компетенции необходимы сегодня молодому специалисту для успешной карьеры.

Денис Михайлович, как развивается сегодня робототехника в России? Это перспективная область?

– В России робототехнике еще только предстоит активное развитие, но четкий, понятный тренд уже обозначен. Мы уверенно движемся в этом направлении, понимая, насколько популярной станет робототехника уже завтра – это уже не будущее, а настоящее. Согласно статистике, на данный момент уровень внедрения робототехники в России довольно низкий, но уже в ближайшее время технологии роботизации будут очень востребованы. Это позволяет спрогнозировать скачок потребности в квалифицированных кадрах и то, что дальше эта потребность будет только расти.

Где работают специалисты по робототехнике и мехатронике?

– Спрос на специалистов сейчас очень высок, а рынок труда в области робототехники развит довольно слабо. Потенциальные работодатели – компании-интеграторы, которые занимаются поставкой роботизированных ячеек и комплексов для промышленности, компании-разработчики автономного транспорта и систем электродвижения, мехатронных модулей и систем управления – одного из наиболее важных элементов, позволяющего достигать синергетического эффекта, на котором строится мехатроника. Компании, занимающиеся внедрением, дистрибьюцией, продажами также заинтересованы в трудоустройстве молодых специалистов, поскольку правильно выстроить взаимодействие с заказчиком может только человек, который понимает, о чем идет речь. Если обобщить, потенциальными работодателями являются все члены Национальной ассоциации участников рынка робототехники(НАУРР), вступление в которую входит в наши ближайшие планы.

Какие новые требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?

– Современный специалист должен обладать комплексными знаниями. Робот – это сложное устройство, включающее датчики, приводы, систему электропитания, системы управления, механику, техническое зрение, управление движением и другие составляющие, поэтому для создания качественной роботизированной ячейки специалисту необходим широкий спектр знаний. Образовательные программы СПбГЭТУ «ЛЭТИ» охватывают все ключевые области знания – таким образом, наши студенты получают действительно комплексную подготовку.

Второе важное требование: знания должны быть современными, актуальными. Здесь у ЛЭТИ есть огромное преимущество – сильная молодая команда разработчиков, которые занимаются созданием мобильных роботов и при этом участвуют в образовательном процессе, перенося в него свой реальный опыт разработок и его результаты. Кстати, некоторые созданные ими роботы остаются в ЛЭТИ, чтобы стать лабораторным оборудованием.

ЛЭТИ не единственный петербургский вуз, который готовит специалистов в этой области. В чем особенность подготовки в Первом электротехническом?

– Стоит отметить, что область мехатроники и робототехники в целом очень многогранна и, наряду с классической промышленной робототехникой, включает массу направлений. В ЛЭТИ мы делаем особый акцент на мобильной робототехнике, роботизации транспортных систем, то есть ориентируемся на создание мобильных роботов и перспективного автономного транспорта. По сути, автономные, или безэкипажные автомобили – это тоже мобильные роботы.

Уровень наших компетенций в области разработки автономного транспорта мы регулярно подтверждаем на всероссийских конкурсах по робототехнике. ЛЭТИшники являются бронзовыми призерами крупнейшего события в области робототехники и высоких технологий в Европе – IX Всероссийского технологического фестиваля PROFEST. С 2017 года студенты кафедры САУ участвуют в полевых испытаниях робототехнических систем «РобоКросс»: в 2018 году ребята стали победителями полевых испытаний, а в 2022 году взяли специальные призыв направлении «РобоКросс – беспилотные транспортные средства». Кстати, прямо сейчас две команды ЛЭТИ участвуют в полевых испытаниях «РобоКросс – 2023», которые проходят на полигоне автозавода «ГАЗ» в Нижегородской области. Пожелаем ребятам удачи и новых побед!

Для справки

Подготовка специалистов в области современного проектирования, исследования, производства и эксплуатации мехатронных и робототехнических систем по направлению «Мехатроника и робототехника» ведется в ЛЭТИ с 2020 года.

В рамках приемной кампании 2023 года на это направление выделено 15 бюджетных и 15 платных мест.

Программа подготовки сбалансированно сочетает в себе необходимые теоретические аспекты и современные практические навыки для работы будущего квалифицированного специалиста. Методология, используемая в рамках мехатроники, опирается на взаимную интеграцию технологий, структурных элементов, информационных и энергетических процессов из разных естественнонаучных и инженерных дисциплин, используя синергетический подход с целью создания принципиально новых функциональных узлов, блоков и модулей, реализующих двигательные функции.

Ключевые дисциплины направления «Мехатроника и робототехника» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: «Операционные системы реального времени», «Машинное обучение», «Системы технического зрения», «Электротранспорт» и другие. В процессе обучения студенты участвуют в реальных разработках и проводят исследования в области мобильной робототехники, управления беспилотными летательными аппаратами, сложными динамическими объектами и автономными транспортными средствами.


Пресс-служба КНВШ

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011