30.03.2011
В преддверии приемной кампании 2011 года информационно-справочный журнал «ГлавСправ.Образование» информирует своих читателей обо всех возможностях поступления в учебные заведения Санкт-Петербурга. Одним из таких способов является «целевой прием». Пояснения по этому вопросу дает Александр Алексеевич Матвеев, руководитель Отдела профессионального образования Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
Понятие «целевой» употребляется в сфере образования в разных значениях, хотя существуют довольно заметные нюансы и отличия.
Во-первых, есть целевой прием. Это прием на бюджетные места, когда каждое высшее или среднее специальное учебное заведение может делать набор, ориентируясь на предельные цифры на данном направлении подготовки.
Если говорить о вузах, то согласно Порядку приема, предельная доля устанавливается Министерством образования и науки. Величина доли с каждым годом растет: когда-то она была 10%, в прошлом — 20%. Сколько будет в этом году, пока не известно, поскольку Порядок приема пока не принят.
Важно понимать, что предельная доля целевых мест устанавливается не на первый курс в целом, а на каждую специальность (направление обучения) отдельно. На них могут претендовать органы государственной власти и органы государственного самоуправления, а не любое юридическое лицо (предприятие или организация). Такие структуры могут находиться в разных субъектах РФ, например, петербургские вузы проводят подготовку для очень многих регионов России.
При согласовании выделяемых мест участвует учредитель, решение обычно принимает Ученый совет вуза. Учредитель у высших учебных заведений один — правительство. Из 52 вузов Санкт-Петербурга только один находится в ведении органов исполнительной власти города — Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы. Остальные курируются 17 федеральными органами: правительство г. Санкт- Петербурга, правительство области (например, ЛГУ им. Пушкина), Министерство образования РФ, Российская академия художеств, Минсельхоз, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство воздушного транспорта, Министерство железнодорожного транспорта и другие.
Вкратце объясню принцип распределения целевых мест. Существует предельное количество бюджетных мест, которые можно выделить в качестве целевых для различных органов власти. Например, заказчиками могут выступать, Министерство молодежной политики республики Саха, Якутия, или Министерство транспорта Хабаровского края — география обширная.
В нашем городе действует специальная программа в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга 2004 года «О целевой подготовке специалистов высшего и среднего специального образования». Координатором выступает Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Он собирает заявки от исполнительных органов государственной власти, отраслевых комитетов и районных администраций на подготовку специалистов и размещает их в вузах. Таким образом, в ближайшее время будут собраны заказчики с одной стороны, с другой стороны — вузы, которые будут выступать в роли исполнителей.
По правилам приема полагается, чтобы между заказчиком и вузом был заключен договор о предоставлении целевых мест. Когда все согласовано, подается заявка на нужное количество мест, Комитет по науке и высшей школе распределяет их по вузам, а информация о контрольных цифрах публикуется в печати (газеты «Невское время» и «Санкт-Петербургские новости»). В наших публикациях указаны все координаты, по которым можно связаться с комитетом и узнать подробности.
Все, кто заинтересован в целевом поступлении, могут обратиться к заказчикам, которые ведут предварительный отбор кандидатов. Конечно, не каждого утвердят в этом качестве. заказчик заинтересован, чтобы абитуриент стал успешным студентом, как минимум, хорошо учился. Стать двоечнику «подпоркой» и дать возможность слабому ученику попасть в вуз — не задача для органов власти… Ведь он потом и специалистом таким же станет. Медики предпочитают отбирать людей, уже поработавших в медицине. Представьте, что абитуриент поступает на целевое место, а через год выясняется, что он боится вида крови? В общем, заказчик отбирает «своих» кандидатов, тех, кто с его точки зрения действительно сможет работать по специальности и пойдет именно ему.
В этом случае за обучение платит не бюджет, а юридическое лицо — конкретный работодатель. То есть какая-то организация заинтересована в подготовке специалистов по определенной специальности настолько, что готова платить за это деньги.
Как правило, это предприятия, которые заинтересованы в специалистах, дефицитных на рынке труда. В первую очередь — «технари» причем специально ориентированные. Не скажу, что это массовое явление, ведь логика у работодателей такая: зачем платить за подготовку, когда это может сделать государство?
Количество контрактных мест в вузах не ограничено, т.к. это платный прием. По закону вуз имеет право вести платный прием сверх контрольных цифр приема.
Когда студент обучается на целевом месте, то не важно, оплачивается оно за счет бюджета или нет. Важна роль будущего работодателя в подготовке специалиста: в учебном плане всегда есть вариативная часть, куда он может вносить корректировки, или участвовать в организации учебно-производственной практики. Ведь если специалист учится, он должен сначала посмотреть, стоит ли вообще идти на предприятие.
Работодатель в соответствии с договором может даже дополнительную стипендию платить. У нас в городе реализуются федеральные программы, когда предприятие, которое оплачивает обучение студента или зачисляет студентов 4-5 курсов на дополнительные программы, получает компенсацию из бюджета на определенных условиях. Большинство таких программ работают в продвинутых высокотехнологичных отраслях.
Целевая подготовка предполагает три стороны: учебное заведение, абитуриента (студента), и заказчика — работодателя. Их отношения между собой должны быть урегулированы договором. Но вся беда в том, что у нас очень слабое законодательство в этой сфере.
Проблема в том, что нужно сделать упор не на административные меры — в соответствии с Конституцией никто не может заставить работать человека там, где он хочет. Нужна экономическая ответственность. И если студент обучался на целевом месте, кто-то за него платил, плюс дополнительная стипендия — он имеет право изменить решение и работать не на этом предприятии. Но тогда придется компенсировать все расходы.
В заключение могу сказать, что сегодня рынок труда заинтересован именно в инженерно-технических специалистах. Да и учебные заведения начинают «охотиться» за своими абитуриентами.
ГлавCправ. 2011