29.03.2011
В преддверии Санкт-Петербургского образовательного форума, 23 марта, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения при поддержке Комитета по науке и высшей школе и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга организовал круглый стол «Особенности приемной кампании 2011 года в образовательных учреждениях профессионального образования».
Мероприятие состоялось в рамках деловой программы образовательного форума и было призвано сориентировать руководителей учебных заведений города в том, какие сложности возникнут в ходе предстоящей приемной кампании.
Разговор о поступлении абитуриентов открылся с обсуждения реформ в системе российского образования. В первую очередь, участники круглого стола отметили, что процессы глобализации, затрагивающие все сферы современного общества, способствуют интеграции отдельных стран в мировое, экономическое, социальное, культурное и образовательное пространство. В то же время реализация положений Болонской декларации затрудняется отсутствием единого взгляда на их реализацию как в целом по всей Европе, так и в отдельных странах по некоторым существенным позициям декларации.
Например, Болонский процесс выделил ряд особенностей в высшем образовании России: во-первых, распространение многоуровневой системы в подготовке специалистов, во-вторых, выделение уровней в системе инженерного образования, которое в России играет традиционно большую роль.
Как же модернизировать профессиональное образование в нашей стране, не утратив многолетний опыт и традиции высшей школы? Чем руководствоваться абитуриентам при выборе уровня образования?
По мнению собравшихся на круглом столе, европейское образование делает упор на специализацию, а российское — на фундаментальные знания. Поэтому вузам целесообразно внедрять несколько разных моделей многоступенчатого образования (3+2, 4+1, 5+1).
Итогом дискуссии стали общие рекомендации, которые участники круглого стола адресовали Министерству образования и науки РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, органам управления образованием в субъектах РФ и образовательным учреждениям общего и профессионального образования.
В частности, руководители высших и средних учебных заведений Петербурга призывают поддерживать научные школы, занимающиеся проблемами педагогических измерений и тестирования и развивать в образовательных учреждениях системы менеджмента качества, способствующих повышению конкурентоспособности российского образования. Особо отмечена роль переподготовки и повышения квалификации работников системы образования.
Важным аспектом итоговых рекомендаций стал единый государственный экзамен как инструмент для приема абитуриентов. Общее мнение: это перспективное направление и обеспечивает равнодоступность поступления в высшие учебные заведения молодежи из любых регионов России. Тем не менее, наиболее эффективной формой отбора талантливой молодежи в вузы России участники круглого стола признали региональные, федеральные и международные олимпиады. Система ЕГЭ должна стать не единственной формой поступления в вуз, а основным критерием оценки знаний при окончании государственного образовательного учреждения. Но для этого необходима качественно иная подготовка педагогических кадров.
ГлавCправ. 2011