Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

24.10.2016

Царскосельскому лицею 205 лет

19 октября 2016 года исполнилось 205 лет со дня основания Императорского Царскосельского лицея. К юбилею одного из самых известных учебных заведений России Президентская библиотека представила подборку редких материалов, которые касаются не только его истории, но и людей, имена которых навсегда связаны с этой школой.


Мысль об учреждении Лицея зародилась еще в 1808 году. Как пишет в своей работе «Императорский Царскосельский лицей» бывший лицеист Д. Ф. Кобеко, «ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора».

Автором проекта выступил реформатор и законотворец Михаил Михайлович Сперанский. На портале Президентской библиотеки представлена отдельная коллекция, где можно познакомиться не только с биографией государственного деятеля, но и с электронными копиями изданий, освещающих преобразования, которые проводились под его руководством. Д. Ф. Кобеко ссылается на сохранившуюся записку Сперанского, озаглавленную «Первоначальное начертание особенного Лицея», из которой узнаем, что «предметы учения разделяются на два курса: словесности и знаний. В числе предметов преподавания указаны науки математические в пространном смысле со всеми приложениями к военному искусству». Особо отмечено, что «все учащиеся в Лицее составляют одно общество без всякого различия в столе и одежде».

Мысль о воспитании в лицее великих князей не осуществилась. Тогда решено было дать ему узкопрактическую цель: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной» – таков первый пункт Устава учебного заведения. С его проектом, утвержденным впоследствии, можно познакомиться в раритетном издании 1810 года, электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. Здесь же находится и копия «Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I», где приводятся такие слова: «Ныне отверзаем новое Святилище Наук! <…> Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать должно к ознаменованию себя истинными сынами Отечества».

Из уже упомянутого проекта лицейского Устава можно узнать, что в учебное заведение принимали дворянских детей 10-12-ти лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Предметы делились на два курса: начальный и окончательный. Первые три года изучались предметы старших классов гимназии, три последующих – основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

В своей книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» Я. К. Грот, бывший не только выпускником, но и преподавателем лицея, рассказывает: «Порядки в новооткрытом заведении не благоприятствовали или, вернее, мешали учебе» и приводит переписку одного из первых лицеистов с приятелем: «Учимся в день только семь часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются: на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет. <…> У нас царствует свобода (а свобода дело золотое)…».

Занятия изящными искусствами, куда входило и литературное творчество, относились к категории отдыха, но это время использовалось лицеистами сполна. Тот же Грот пишет: «Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Эти отроки на 14-м и 15-м году жизни вступают уже в сношения с редакторами журналов, которые охотно принимают и печатают их труды», при этом «учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он, поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим занятиям и связям уже был литератором».

Самый известный выпускник Царскосельского лицея, Александр Сергеевич Пушкин, считал альма-матер колыбелью своего таланта. Говоря словами самого поэта, это были годы, когда он «в садах лицея безмятежно расцветал»:

Те дни, когда еще не знаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем,

Он пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени.

В лицее Пушкин написал около 130-ти стихотворений, в которых, как отмечает Грот, «ярко отразилась его игривая и кипучая молодость, в которых талант его уже является с таким изумительным блеском. Мы видим в них первые взмахи крыльев могучего орла, мы в них уже предчувствуем и предвкушаем его будущее величие». Он добавляет: «Едва ли есть в истории литературы другой пример, чтобы годы воспитания, благодаря их поэтической обстановке, в такой степени отразились в творчестве писателя, как лицейский период жизни Пушкина в его поэзии: он с любовью вспоминает это время и в посланиях своих, и в поэмах, и в мелких лирических стихотворениях, не говоря уже о тех, которые особо посвящены празднованию лицейской годовщины», подводит итог Грот.

Другой знаменитый выпускник Царскосельского лицея, ставший еще одним русским классиком, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «был далек от богатой дворянской молодежи лицея, из числа которой вышли будущие министры Толстые, Лобановы, Бобринские, Рейтера. Необщительность и замкнутость сближали его с другой группой лицеистов – он оказался в числе мыслящих лицеистов, жадно ловивших новые веяния в литературе, науке и общественной жизни». Мы узнаем об этом из работы Б. Папковского «М. Е. Салтыков-Щедрин» (1943), хранящейся в фонде Президентской библиотеки. В стенах лицея будущий писатель увлекся поэзией, начал писать стихи, печатался в «Современнике». «Влияние литературы было в Лицее очень сильно: воспоминание о Пушкине обязывало; в каждом курсе предполагался продолжатель Пушкина», цитирует издание воспоминания самого Салтыкова-Щедрина.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Это дипломат и последний канцлер Российской империи Александр Горчаков, поэты Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг, адмирал и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, директор Санкт-Петербургской библиотеки Модест Корф, русский мыслитель и общественный деятель Михаил Петрашевский, социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории Николай Данилевский и многие другие.

В сентябре 1843 года Царскосельский лицей был переведен в Санкт-Петербург и разместился в здании Александринского сиротского дома на Каменноостровском проспекте. После переезда он был переименован в Императорский Александровский.

В настоящее время - это Колледж «Императорский Александровский лицей», продолжающий традиции элитарного образования XIX века.

Миссия колледжа: подготовка компетентных, конкурентоспособных специалистов, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами, воспитанных на традициях Императорского Александровского лицея под девизом «Для общей пользы».

Колледж является лауреатом конкурса «100 лучших ссузов России» и награжден медалью «Европейское качество».


Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Информационный партнер: ГлавСправ 2016

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011