Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

08.05.2015

Инноватика в Санкт-Петербургском государственном университете архитектуры и строительства (СпбГАСУ)

Архитектура и строительство, как никакая другая отрасль, сейчас требуют внедрения новых материалов и новейших технологий. А какие инновации возможны в строительстве?


О направлении обучения «инноватика» рассказывает декан факультета экономики и управления СПбГАСУ Галина Федоровна Токунова.

Направление обучения «инноватика» (27.03.05) в СПбГАСУ довольно новое и не все абитуриенты понимают, что это одна из самых востребованных профессий ближайшего будущего.

Прежде всего, инноватика – это отрасль, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, которая находится на стыке таких наук, как инженерное проектирование, предпринимательство, экономика, финансы, социология, организация производства, информатика, маркетинг, логистика, управление и педагогика.

В философском аспекте инноватика выступает как стратегия каждой отрасли отдельно, всей экономики в целом и развития общества по пути прогресса и обновления. Инноватика также является новым методом организации, в первую очередь, человеческого ресурса, а также методом организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

Чтобы понять, были ли архитекторы новаторами, обратимся к истории.

Кубик Рубика как наглядное пособие для архитекторов

Кубик Рубика был изобретен и запатентован в 70-х годах 20 века венгерским скульптором, профессором архитектуры и изобретателем Эрнё Рубиком. Эрно Рубик преподавал промышленный дизайн и архитектуру, увлекался трёхмерным предметным моделированием. Пытаясь объяснить студентам основные понятия, придумал наглядное пособие, которое вначале выглядело несколько иначе. Идея и воплощения претерпевали изменения, а в результате мир получил оригинальную игру «кубик–рубик». Подсчитано, что по всему миру было продано около 350 млн кубиков Рубика, и если их поставить в ряд, то они протянутся почти от Северного до Южного полюса Земли. Патентование заняло 10 лет.

Мауриц Эшер – архитектор неевклидового пространства

Мауриц Корнелис Эшер, Нидерландский архитектор – гравер, а позже - художник с мировой известностью, графические и концептуальные находки которого вошли в число символов XX века. Его еще называют художником парадоксов, «невозможных фигур» и измененного пространства. Для сюжетов «классических» произведений Эшера характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В процессе работы художник брал идеи из математических работ, в том числе, неевклидовой геометрии и логики трёхмерного пространства. Творчество Эшера следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Среди прочего, Эшер также выполнил дизайнерские разработки денежных банкнот, экслибрисов, упаковки, архитектурных элементов для главного здания компании Philips в Эйндховене и многое другое.

Антонио Гауди – первый инноватор

Антонио Гауди родился в 1852 г в испанском городке Реус. По приезду в Барселону он, будучи 17-летним юношей, устроился в городское архитектурное бюро на должность рядового чертежника. Гауди записался на подготовительные курсы Естественнонаучного факультета Барселонского университета, где изучалась архитектура. Там он проучился 5 лет. Его самостоятельные работы, (например, Конюшни - теперь в них размещается кафедра Гауди), где ведут исследования и работы по сохранению произведений Гауди, насыщены наиболее интересными инновациями. Внутренность конюшен знакомит нас с первой успешной попыткой Гауди внедрить новые строительные приемы и материалы.

У Антонио Гауди был меценат Гуэль, у Леонардо да Винчи был покровитель Лодовико Сфорца, у Николы Тесла - меценат Вестингауз, а что делать сегодняшним талантам, как продвигать сегодняшние изобретения?

Без координации и управления идеями, финансами и ресурсами, без специфических знаний свойств внедряемого продукта, а также официальных правил внедрения, в наше время не обойтись. Именно этим и занимаются специалисты, получившие образование по направлению обучения «Инноватика».

Направление обучения «инноватика» непосредственно связано с понятием «инновация» - это доведенное до коммерческого внедрения новшество.

Нужно найти это новшество, увидеть его, найти инвесторов, которые это новшество согласны финансировать. Затем это новшество нужно создать и внедрить в процесс производства, и в конце концов, реализовать его так, чтобы оно окупило затраты на его разработку, патентование и изготовление.

Раньше для строительных комплексов и строительных компаний это не имело большой необходимости: все, что нужно, внедрялось, реализовывалось и было востребовано. Сейчас, когда перед строительством стоят задачи введения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, снижения себестоимости строительства, возникает необходимость внедрения в строительные технологии иннноваций.

Создать инновацию в архитектурно-строительной отрасли может только инженер, который понимает в строительном производстве. Мы решили направление обучения «инноватика» максимально приблизить к профилю нашего вуза, поэтому наша «инноватика» - это фактически «инновационная деятельность в строительстве», а студенты учатся внедрять в производство те инновации и новые строительные технологии, которые разрабатываются у нас в вузе ведущими учеными, в первую очередь, на кафедре «строительные материалы».

Сама инноватика – это симбиоз технической сферы подготовки и экономической. Поэтому в первые два года обучения мы отвечаем на вопрос «что?», делая упор на изучение технических дисциплин, связанных с инновационными строительными материалами. На третьем и четвертом курсе мы отвечаем на вопрос «как?», добавляя дисциплины экономики и управления.

«Для рождения и внедрения инноваций необходимыми и достаточными являются три фактора: смелость, ресурсы и таланты», - считает генеральный директор компании "ВЕНЕТА СИСТЕМ" И.А. Логинов. Когда компания не обладает никакими ресурсами, кроме людских, а ей при этом нужно выживать в агрессивной среде, она вынуждена придумывать и внедрять, что-то такое, что будет выгодно ее отличать от других. Как правило, идей у этих компаний много, а вот ресурсов для реализации не хватает, ведь внедрение инновации длительный и зачастую ресурсоемкий процесс. Победить «бюрократическую машину», связать идею или открытие с разными сегментами экономики, «выбить» финансирование – вот задача для профессионала-инноватика.

Инженер, который знает только производство, в настоящее время мало востребован работодателями. Современный инженер должен знать не только то, что он изготавливает, и какими особенностями этот продукт обладает, но и насколько этот продукт может быть востребован. Поэтому в рамках технической и технологической подготовки в сфере строительного производства, студенты старших курсов, уже с учетом знаний технических особенностей продукта, учатся доводить его до коммерческого воплощения.

Такие моменты, связанные с организацией, экономикой, с оценкой эффективности, внедрением на рынок, маркетингом, вопросами защиты интеллектуальной собственности - это вопросы стратегического характера. Поэтому наши студенты обучаются в первую очередь проектированию инновационного продукта, организации его производства на предприятии и оценке экономической целесообразности, а главное - стратегии внедрения инновационного продукта.

Какую профессию получают выпускники вашего факультета?

Сейчас нет полного соответствия профиля или направления обучения и будущей профессии. Пока такой профессии «инноватор» или «инноватик» нет. Получив обучение по направлению «инноватика», выпускник устроится на работу по профессии инженер-экономист (с упором на инженерию). Определяющим профессиональный профиль выпускника по направлению обучения «инноватика» является инженерное образование, а затем экономическое. Но если в дипломе среди изученных дисциплин записано «оценка экономической целесообразности продукта» и «стратегии внедрения», без сомнения, такой выпускник будет решать на работе задачи уровнем выше, нежели простой инженер.

В соответствии со стандартами третьего поколения, эта профессия сейчас называется «инженер-технолог с экономическим образованием». Можно смело сказать, что инноватика - это профессия будущего.

Где востребованы ваши выпускники?

Больше всего на производствах строительных материалов – это инженер-технолог, организатор производства.

В обязанности инженера-технолога входит изучение самого продукта, разработка и оценка этого продукта. Учитывая современные потребности производства, работодатель ожидает от молодого специалиста комплексное решение задач. Требования рынка диктуют: нужен не просто инженер, но инженер, который умеет найти поставщиков, найти потребителей, продвинуть свою продукцию, то есть имеет комплексные знания. Работодатели не ориентированы сейчас на узкопрофильных специалистов.

С какими предприятиями вы сотрудничаете?

Мы активно сотрудничаем с ЛенСпецСМУ, они с удовольствием берут на практику и на работу наших выпускников. Очень серьезное сотрудничество у нашего факультета с некоммерческим партнерством «Объединение строителей Санкт-Петербурга», где наши студенты проходят практику. Практические все строительные проектные институты заинтересованы в сотрудничестве, и наши выпускники проходят там практику.

Был ли уже выпуск по направлению «инноватика»?

Выпуск по этому направлению был, но это были студенты, как мы их называем – параллельщики, которые наряду с основным направлением обучения осваивали также и инноватику. Выпуск первых бакалавров «инноваторщиков» мы планируем через два года (они поступили в вуз только два года назад).

Магистерская программа по инноватике пользуется большим спросом у бакалавров других отделений, такой выпуск готовых магистров будет уже в этом году. Надеемся, что их уже ожидает интересная работа и достойная зарплата.

Почему нужно идти на «инноватику», если выбрал архитектурно-строительный вуз?

Инноватика – это не альтернатива строительным специальностям, как иногда думают наши абитуриенты. Инноватика – это новое направление подготовки, включающее в себя строительную инженерию, экономику и менеджмент, именно те направления, которые помогут решать любую задачу комплексно и с большим экономическим результатом.

Направление «инноватика» становится одним из приоритетных направлений развития экономики в перспективе, рассчитанной экспертами до 2030 года, где характер экономики определяется как инновационный, поэтому к внедрению инноваций, коммерциализации этого процесса будут предъявляться очень серьезные требования.

Западные строительные фирмы, все строительные сообщества осуществляют именно инновационный подход к решению любых задач. Я участвовала в нескольких проектах, где должна была обосновать необходимость их разработки и внедрения. Одним из приоритетных аспектов, которые влияют на решения городских властей, а значит и на финансирование проекта, является инновационность и опережающее развитие технологий. Требования времени сейчас таковы, что предприятия просто обязаны находить новые подходы к организации своей деятельности. Во всех крупных и успешных строительных холдингах есть отделы, которые занимаются инновационными разработками, продвижением, отделы перспективного развития. Инженеры, которые задействованы в этих отделах - наиболее высоко оплачиваемые специалисты.

Какая подготовка должна быть при поступлении на ваше отделение?

Поскольку это техническая специальность, ребята должны хорошо знать математику, физику и химию, ведь на основе знания этих предметов надстраивается тот каркас знаний, который им потребуется в дальнейшем. Студенты направления «инноватика» считаются одними из самых успешных в вузе, у них очень высокий уровень подготовки.

У нас очень интересно учиться: обучение осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский корпус, студенты работают в современных, хорошо оснащенных лабораториях. Наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями, некоторые темы студенты осваивают самостоятельно, используя компьютерные технологии.

Наши студенты получают высокий уровень знаний, и их очень ждут на современных производствах.


Источник: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011