22.11.2013
Какие изменения в систему среднего профессионального образования (СПО) внес новый закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года? Поднимется ли престиж СПО и повысится ли качество обучения? Эти и другие вопросы мы адресовали Виктору Павловичу Смирнову, вице-президенту Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директору Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции.
- Виктор Павлович, верно ли что приемная компания в ссузы минувшим летом велась уже в соответствии с новым законом
- Совершенно верно, нынешним летом прием в ссузы проводился уже по новым правилам. Анализируя результаты, могу выделить несколько моментов. Во-первых, среди первокурсников стало заметно больше иногородних ребят, несмотря на то, что далеко не все лицеи и колледжи обеспечивают своих учащихся и студентов местами в общежитиях. Во-вторых, во многих ссузах в этом году был высокий конкурс, а на некоторые модные специальности до семи человек на одно место.
- Это говорит о….
- … о том, что среднее профессиональное образование стало с одной стороны еще более доступным, в том числе и для ребят из других регионов, а с другой — более популярным среди молодежи.
- Давайте тогда подробнее поговорим о новых правилах — судя по тому огромному количеству писем, которые продолжают приходить к нам в редакцию и в которых ребята интересуются, какие экзамены нужно сдавать для поступления в тот или иной ссуз, далеко не все знают об изменениях.
- Самое главное нововведение: теперь ребята могут поступать в учреждения СПО без вступительных испытаний. Исключение — специальности, требующие наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. Здесь абитуриенту придется пройти тестирование, собеседование либо выполнить творческое задание.
Понятно, что шансов на поступление больше у тех, кто хорошо учился. Ведь в тех случаях, когда бюджетных мест меньше, чем желающих их занять, учитываются результаты освоения поступающим школьной программы, представленные в документах об образовании.
- А те, кто учиться хочется, но по баллам не проходит?
- Здесь есть два варианта: либо учиться в выбранном ссузе на платной основе (многие учебные заведения имеют такие отделения), либо искать и подавать документы в другой ссуз — сроки приема, при наличии вакантных мест, продлены до 25 декабря.
- В любом случае — выбор есть! А какие еще изменения произошли?
- На самом деле инноваций в новом законе «Об образовании» много. К примеру, есть чисто юридические, согласно которым образовательные учреждения теперь называются образовательными организациями. Радует, что теперь в образовательном процессе законодательно повышена роль работодателя и бизнес-сообщества. Они участвуют в формировании содержания профессионального образования и профессиональных стандартов, создают независимые агентства для проведения общественной аккредитации. Вводится целевая контрактная подготовка кадров. Впервые в законе четко прописан механизм создания и функционирования электронных библиотек. Особые требования к сайтам образовательных учреждений.
- Там должно появиться что-то особенное?
- Там должна появиться максимально полная информация об образовательном учреждении. Начиная от официальных документов и правил приема и заканчивая перечнем реализуемых профессиональных образовательных программ, знакомством с педагогическим коллективом и виртуальными экскурсиями по аудиториям и лабораториям. Кстати, мы уже проводим мониторинг ссузов и видим, что многие начали «подтягивать» свои сайты до требуемого законом максимума. Корректировку всем ссузам необходимо завершить к началу следующей приемной компании.
- На этом список нововведений заканчивается?
- Что вы! Он — продолжается. Вот следующие: закон закрепил возможность получения дистанционного электронного образования и ввел сетевые формы реализации образовательных программ.
- Поясните, пожалуйста, что такое сетевые формы?
- Когда большинство предметов вы изучаете в своем учебном заведении, а небольшую толику — в другом, где есть все необходимые условия: материально-техническая база, опытные преподаватели, современные образовательные программы. Вот совсем свежий пример сетевого обучения. Недавно в нашем колледже по специальности «Радиомонтаж» проходили обучение студенты военного вуза. Вуз подсчитал, что создавать у себя лабораторию для освоения данной части профессионального модуля, слишком затратно. И обратился в наш колледж, где есть все, что нужно для обучения радиомонтажу. В итоге два учебных заведения заключили договор и… помогли друг другу. Точно также и наши студенты по договоренности могут проходить обучение или практику на площадках других учебных заведений. Словом, новый закон стал гибче, добавив еще больше возможностей для получения образования.
- Когда речь идет о рабочих специальностях, то здесь в процессе обучения теория должна всегда идти рядом с практикой. Что об этом говорит новый закон?
- В этой связи я всегда вспоминаю положительный опыт дуальной системы профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, получая теоретические знания, а остальные время — на предприятии, где теория закрепляется практикой. И Германия поддерживает своих работодателей, делая им налоговые послабления. К сожалению, в нашей стране не так. Наш работодатель, вкладывая в практикантов, отбирает у себя — ведь для обучения надо выделить специалистов, предоставить оборудование, найти материалы и так далее. И готовит он молодых специалистов не только для себя... Многие работодатели говорят, что им проще купить одного хорошего специалиста, чем готовить десяток неизвестно для кого. И получается, что наше государство еще недостаточно поддерживает работодателя. Вот если бы те затраты, которые он совершил, практикуя студентов, возвращались ему в любой форме (например, налоговые льготы), то предприятию было бы выгодно вкладываться в подготовку кадров. На мой взгляд, здесь необходимо искать и находить какой-то компромисс.
Пока же новый закон закрепил организацию практических занятий по изучаемому профилю. И мы можем создавать специальные структурные подразделения.
- Знаю, что на базе Колледжа управления и коммерции проводится интересный эксперимент – балльно-рейтинговая оценка успеваемости студентов. Что это такое?
- Балльно-рейтинговая система — это накопительная, индивидуальная система оценивания учебных достижений студента на основе компетентностного подхода в образовании. В отличие от традиционной 5-балльной шкалы контроля знаний, рейтинговая система ориентируется на текущий контроль успеваемости обучающихся и нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Балльно-рейтинговая система ставит студентов перед необходимостью регулярной учебной работы, повышает заинтересованность в ее результатах и в итоге повышает качество образования. Она, по сути, является непрерывной аттестацией студентов в течение всего учебного семестра, активизирует их работу, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, выполнять все предложенные формы самостоятельной работы.
Данный эксперимент проводится в нашем колледже относительно недавно, но уже сегодня мы можем сказать, что использование балльно-рейтинговой системы способствует повышению объективности оценки знаний студентов, мотивации их к систематической самостоятельной работе в течение семестра, повышению их социальной активности.
- Разделяете ли вы мнение ваших коллег из регионов относительно того, что качество полученного образования справедливо может оценить только работодатель?
- Итоговую государственную аттестацию студента должна проводить комиссия, в составе которой большинство — работодатели. Вот тогда оценка будет точной и правильной.
В принципе, в новом законе предусмотрена независимая оценка качества полученного образования, но как быстро она начнет применяться, еще не понятно.
Сейчас видны все наши сильные и слабые стороны среднего профессионального образования. Мы сильны в программировании (спасибо, фундаментальной школьной подготовке), но слабы в мехатронике. А между тем, большинство крупных производств (от пищевых до автомобильных) — это автоматизированные конвейеры и робототехнические комплексы. Впрочем, здесь есть повод для оптимизма — в Петербурге создается большой и современный центр мехатроники с отличной материально-технической базой и широкими возможностями.
Хорошо, что мы начали участвовать в мировых чемпионатах профессионального мастерства. И пусть мы заняли последние места, это не беда, все у нас впереди.
ГлавCправ. 2013