Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

19.03.2013

В. П. Смирнов: Образование должно быть доступным и качественным

Год назад в ведение Санкт-Петербурга были переданы федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования. Что привнесли те изменения в работу системы СПО? Как перемены отразились на абитуриентах и студентах ссузов, на работе преподавателей? И что нужно знать о современном среднем профессиональном образовании в Петербурге, рассказал Виктор Павлович Смирнов, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


Система среднего профессионального образования (СПО) Санкт-Петербурга представлена 79 ссузами (средними специальными учебными заведениями), которые реализуют обучение по 138 специальностям. Это широкий спектр, включающий практически все специальности, соответствующие потребностям современного рынка труда. В системе работает более 5 тысяч преподавателей, обучается более 62,5 тысяч студентов.

Корр.: Виктор Павлович, процесс преобразований в системе СПО длится уже несколько лет. Год назад были приняты важные управленческие решения. Как Вы оцениваете результаты этой работы?

Смирнов: Мы прошли большой путь — за 7 лет наши учебные заведения претерпели ряд структурных изменений. 30 учебных заведений вошли в состав университетов — так были образованы вертикально интегрированные учебные комплексы. Активно идут процессы горизонтальной интеграции, которая объединяет и учреждения начального образования, и ссузы. На сегодня в Петербурге создано 11 центров среднего профессионального образования, куда вошли 20 учебных заведений. Таким образом, мы получили 11 больших, мощных отраслевых учебных центров, например, УЦ Петровского колледжа, УЦ Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции и другие. Процессы интеграции помогают оптимизировать финансовые затраты на работу ссузов, лучше организовать работу преподавательского состава, а значит более качественно готовить кадры для экономики города

Корр.: Какие преимущества эти изменения дают тем, кто учится и работает в системе СПО?

Смирнов: Однозначных преимуществ я не вижу. Закон об образовании для всех одинаков. Скорее, здесь дело в учредительстве. Так, для 42 учебных заведений учредитель — это правительство города, а функции учредителя исполняют отраслевые комитеты. В составе комплекса колледж становится подразделением вуза. То есть его учредителем становится вуз. Вот и вся разница.

Что зависит от учредительства? Например, заработная плата сотрудников системы СПО. Если ее выплачивает Правительство города, то она на сегодня выше, чем заработная плата преподавателей вуза, потому что принципы финансирования разные — из разных бюджетов: городского и федерального.

На абитуриентах и студентах происходящие изменения не отразились. Независимо от того, какой колледж окончил выпускник (в составе вуза или самостоятельный), он имеет равные со всеми права для поступления в вуз. Лишь в некоторых программах есть возможность обучения в сокращенные сроки, например, в рамках одной специальности: если студент сначала освоил специальность в ссузе, а потом продолжает обучение по этому же профилю в вузе.

Корр.: Какие специальности популярны у сегодняшних абитуриентов? Что сегодня особенно востребовано на рынке труда?

Смирнов: Абитуриенты и их родители часто задают эти вопросы. Предлагаю обратить внимание на то, какие условия диктует сама жизнь — и в них искать ответ. В последние годы в городе появились 4 автомобильных гиганта. Им понадобились профессиональные кадры, и рынок откликнулся ростом числа вакансий. Конечно, ссузы сразу почувствовали интерес среди абитуриентов к специальностям автопрома. Спрос есть, зарплата устраивает — начался приток: конкурс среди абитуриентов вырос в 2 раза. Далее сектор IT — данные специалисты нужны сейчас в каждой компании. Молодежь это понимает и идет учиться на соответствующие профили. Наконец, постоянно растет туристическая составляющая в экономике города. И снова мы видим возрастающий спрос на специальности туризма, гостиничного сервиса и других смежных услуг. К слову, за 10 лет прием на эти направления резко увеличился: с 2% до 15%.

Отрадно, что мы потихоньку начинаем наверстывать объемы в подготовке технических специалистов. В этом году почти 30% от общего потока составил прием на технические специальности. Что касается «юристов и экономистов», то бума, который мы наблюдали еще несколько лет назад, уже нет. К выбору этих специальностей подходят все более осторожно. Но в то же время желание родителей обеспечить детям уютное офисное будущее не пропадает. Так что спрос на специальности есть, но он скорректирован рынком и временем.

Корр.: Виктор Павлович, о том, с какими знаниями приходят вчерашние школьники, говорится много. Но может быть, ситуация все же меняется?

Смирнов: Подготовка абитуриентов до сих пор оставляет желать лучшего. К сожалению, сохраняется ситуация, когда первые полгода мы вынуждены заполнять пробелы в знаниях вчерашних школьников, а только потом переходить к программам ссуза. Большая неуспеваемость наблюдается по химии, физике, русскому языку. Способствует ситуации и принцип ЕГЭ. Школьники теперь учат только те предметы, которые, как им кажется, пригодятся при поступлении. Знания эти не усваиваются, а запоминаются, причем ненадолго — до получения сертификата. Это неверное и ненужное отношение к предметам. Чуть-чуть выучить не получается. Если ты грамотный человек, то ты грамотный в объеме. А если тянешь 3 предмета для ЕГЭ, то образованным тебя называть уже нельзя. Очень хочется верить, что ситуация исправится. Впрочем, моя позиция не означает противления ЕГЭ. Наоборот, я приветствую те возможности, которые экзамен открывает перед иногородними абитуриентами в столичных вузах и ссузах. Безусловно, это достижение нашей образовательной системы. Образование должно быть доступным и качественным — тогда и получим новых ломоносовых.

Корр.: Много ли иногородних абитуриентов? Какие у них могут возникнуть проблемы при поступлении?

Смирнов: Прием иногородних абитуриентов увеличился. Это хорошее явление для системы СПО. Правда, остается проблема с общежитиями — мест в них на всех желающих не хватает. И здесь стоит подключиться родителям и понять, что вложение в жизнь ребенка (аренду жилья для него) сейчас может казаться слишком большим, однако в будущем оно себя окупит. Ребенок получит образование, найдет в Петербурге работу и сможет закрепиться в этом прекрасном городе.

Корр.: Насколько успешны выпускники ссузов на рынке труда? Удается ли им найти хорошую работу, устроиться по профилю?

Смирнов: Потребности рынка труда нам известны, но с очень небольшой перспективой. В этом заключается главная проблема при подготовке кадров. У нас нет хорошего прогнозирования… Ссуз готовит специалиста в течение 4 лет — к его выпуску ситуация на рынке существенно меняется. Ссузы вынуждены ориентироваться интуитивно и чутьем понимать, кого и в каких объемах готовить. Был бы у нас план — мы уверенно подключали бы необходимые ресурсы и к заявленному времени насыщали рынок необходимыми кадрами. Я не призываю вернуться к советской системе планирования, но качественного прогнозирования нам сейчас очевидно не хватает. Конечно, вузы и ссузы получают планы и контрольные цифры, но их перспектива — 4-5 лет. Для высшей и средней профессиональной школы это не срок. Со стороны предприятий тут тоже не может быть особой помощи. Предприятия работают в условиях рынка — получили заказ, есть работа, нужны специалисты. А после выполнения заказа надобность в них никто не гарантирует.

Однако стоит заметить, что рынок сейчас скорректировал многие процессы в области образования и профессионального выбора. Возьмем заработную плату. Раньше в трудоемкие специальности абитуриенты не шли: работы много — денег мало. А теперь наоборот. Например, выпускники специальности «Обработка металлов» уже на старте получают 45 тысяч рублей. По-моему, неплохо!

Про трудоустройство по профилю так отвечу: недавно работодатели провели опросы на своих предприятиях. Выяснилось, что около 67% сотрудников работают по своему профилю. Это высокий уровень, означающий, что выпускники ссузов всё-таки успешно трудоустраиваются. Не надо забывать и тот факт, что работа по профилю в современных условиях может варьироваться. Например, выпускается техник-радиоэлектроник. И он устраивается работать в магазин консультантом по электронике. Это тоже по профилю!

Корр.: Насколько государство поддерживает среднее профессиональное образование?

Смирнов: За время действия приоритетного национального проекта «Образование» система среднего профессионального образования (вошедшая в проект не сразу) получила неплохую поддержку. 11 петербургских ссузов (из 333 российских) стали победителями нацпроекта. Они получили от 60 до 80 миллионов рублей — это годовой бюджет учебного заведения. На полученные средства были созданы мощные отраслевые направления: в колледже управления создан центр микроэлектроники — это мини-завод, где студенты уже осваивают специальность на том оборудовании, которое еще только приходит на предприятия. В Колпинском политехническом колледже самым современным образом оборудован центр машиностроения.

В целом отношение государства и общества к СПО меняется к лучшему: люди со средним профессиональным образованием стали продвигаться во власти, год назад состоялось знаковое совещание по подготовке рабочих кадров, которое проводил В. В. Путин, была разработана программа развития СПО в России.

Меняется материальная база, модернизируются учебные заведения. Много лет в Петербурге не строилось ни одного учебного заведения, а в 2010 году было открыто новое здание Политехнического колледжа городского хозяйства на проспекте Авиаконструкторов.

Повышаются стипендии студентам. Например, стипендии Правительства составляют по 4 тысячи рублей (при размере общей — в 500 рублей). Проводятся мотивирующие конкурсы «Студент года», «Преподаватель года». Победители получают хорошую материальную поддержку: 7 тысяч рублей — стипендия для лучшего студента, 300 тысяч рублей — премия для лучшего преподавателя. Растут зарплаты педагогов: год назад средняя по городу составляла 16 тысяч, сейчас — 30 тысяч рублей. К 2018 году поставлена задача поднять уровень заработной платы преподавателей до среднего по региону. Думаю, к тому времени он составит порядка 60 тысяч рублей. Эта мера позволит нам сохранить в преподавательском корпусе талантливых людей.

Это всё примеры и следствия того, что государство и общество пришло к пониманию важной роли СПО в процветании, благополучии и дальнейшем развитии нашей страны. Безусловно, положительные изменения даже не слишком масштабные, влияют на образовательную систему в целом. Это подтверждают конкурсы профессионального мастерства. Сейчас от Петербурга в них участвует по 40 учебных заведений в год! А раньше не больше 10. Все говорит о том, что возможности у системы появились, что учебные заведения чувствуют свои силы, им есть, что демонстрировать и на что претендовать. И мы нигде не заняли последних строк — всегда в первой десятке!


ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011