02.11.2010
В 2010 учебном году в России стартовал эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Это новая образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, ориентированных на современный рынок труда. Насколько успешным станет внедрение прикладного бакалавриата, рассказывает первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович
Корр: Александр Наумович, не исчезнет ли с развитием прикладного бакалавриата система начального и среднего профобразования? Ведь её выпускники будут менее конкурентоспособны.
Лейбович: Потребность рынка в кадрах соответствующих квалификационных уровней была, есть и будет. Введение программ прикладного бакалавриата может несколько сократить количество направлений подготовки в ссузах, а начальное профобразование (НПО), я думаю, это затронет в меньшей степени.
В развитии систем НПО и СПО нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, эти системы в большей степени должны будут ориентироваться на потребности региональных рынков. Тенденция передавать ответственность за средние уровни образования на субъекты федерации никуда не делась.
Во-вторых, учебные программы уровней начального и среднего профобразования должны больше ориентироваться на практику. Несмотря на все разговоры об их прикладном характере, в реальной жизни это отражения не нашло — ни в структуре учебных планов, ни в системе оценки. Чтобы говорить об этом, мы должны быть уверены, что результаты отвечают реальным потребностям рынка.
Корр: Что даст в этом плане введение новых образовательных стандартов? И как будет меняться система НПО и СПО в будущем?
Лейбович: Новые стандарты предусматривают значительное расширение свободы выбора для учебных заведений при разработке ими программ и их реализации. Раньше модульные компоненты программ вводились в рамках эксперимента — сейчас это станет нормой. Так будет укреплена связь программ НПО-СПО с программами дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, поскольку модульная составляющая может иметь универсальное применение в разных секторах. Раздел, посвященный оценке качества, также учтен в новых стандартах, но многое определит система внешнего контроля со стороны Рособрнадзора и независимых структур, которые этим занимаются.
Реформирование системы начального и среднего профобразования пойдет за счет развития, во-первых, системы профессиональных стандартов (они дополнят образовательные), во-вторых — системы внешней оценки работодателей и, в-третьих, — системы прогнозирования потребностей в специалистах соответствующих уровней начального и среднего профессионального образования.
Работа по прогнозированию ведется и сейчас, но это делается совершенно разными методами и способами, и результаты прогнозирования мало влияют на государственный заказ, на распределение контрольных цифр приема. Важно, чтобы данные долгосрочного и среднесрочного прогноза, с одной стороны, получались в результате применения систематических методик, пользующихся доверием и со стороны участников рынка, и со стороны государственных структур.
Должна быть четкая связь при определении сбалансированного госзаказа по всем уровням образования: сейчас суммарный госзаказ, случается, превышает количество поступающих. Необходимо также усилить ответственность за «выполнение» контрольных цифр приема не только по объему, но и по структуре.
Есть и четвертое направление — система финансирования. С принятием новых законодательных норм о бюджетных и автономных учреждениях, последние должны будут стать финансово более самостоятельными и ответственными. Система НПО и СПО в перспективе должна быть модернизирована таким образом, чтобы она более активно откликалась на потребности рынка, а не требовала управления «в ручном режиме» со стороны государства.
Корр: Кто пойдет получать начальное и среднее профессиональное образование, если бакалавриат будет массовым? И многие ли выпускники колледжей работают сегодня по специальности?
Лейбович: Это нормально и так будет всегда, что учеба в университете престижнее, чем в колледже. Но система барьеров должна отбирать наиболее способных для высшей школы, прежде всего — магистратуры.
Надо развивать систему профориентации не только для школьников, но и для студентов вузов и техникумов.
Социальный выбор — процесс длительный, 30% работают по иной специальности, чем значится в их дипломах. Это соответствует общемировым трендам, но любое общество хотело бы снизить издержки в связи с этим. Нужно увеличить количество «точек бифуркации», когда молодой человек может принять решение о смене специализации, направления будущей деятельности и осуществить его через систему образования. Система должна стать более гибкой, в ней должны появляться более короткие и востребованные рынком программы.
Кроме того, надо различать потребности рынка и спрос. Существует понятие «эффективного спроса» — подкрепленного соответствующими зарплатными предложениями. Можно много говорить о потребностях, но вряд ли кто-то согласится работать за 5-10 тысяч рублей…
ГлавСправ. 2010