Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

05.06.2012

Профессиональное образование: стереотипы и реальность

Под таким названием 31 мая в ИТАР-ТАСС прошла встреча представителей правительства, образовательного и промышленного сообщества Санкт-Петербурга с журналистами. Как можно догадаться, речь шла о состоянии системы среднего и начального профессионального образования в Северной столице и ее соответствие ожиданиям общества и работодателей.

Средней ступени профессионального образования отведена роль главного участника в промышленном развитии города. Приоритет современной экономики — подготовка квалифицированных работников, востребованных на рынке труда. Такая задача была четко поставлена губернатором Георгием Полтавченко в ежегодном отчете за 2011 год. Тогда в качестве одной из угроз стабильному развитию экономики города он назвал именно дефицит рабочей силы.

Нехватка специалистов для реального производства связана, по мнению экспертов, с искаженными представлениями выпускников школ и их родителей об оплате труда и престижности «среднего звена».

    Эти и другие «стереотипы» решили разрушить участники конференции:
  • Кичеджи Василий Николаевич, вице-губернатор Санкт-Петербурга;
  • Максимов Андрей Станиславович, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга;
  • Третьяк Наталья Владимировна, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
  • Ковалёв Николай Владимирович, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга;
  • Никитин Виктор Анатольевич, председатель Совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского морского технического колледжа;
  • Смирнов Виктор Павлович, председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции.

Успешный старт — со средней ступени

Вице-губернатор В.Н. Кичеджи дал самую высокую оценку современному состоянию СПО в Петербурге. «Качество начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге — одно из самых высоких в России и имеет хорошие перспективы. Материально-техническая база большинства лицеев и колледжей высочайшая: в мастерских устанавливаются аналоги лучшего оборудования мирового класса. Мы знаем, кого готовить и как готовить, — отметил он. — Педагоги и мастера повышают свою квалификацию на передовых предприятиях, выигрывают профессиональные конкурсы. Кроме того, что ещё в учебном заведении наши выпускники становятся настоящими профессионалами, они ещё и люди образованные, всесторонне развитые».

    В системе СПО Санкт-Петербурга:
  • 36 учреждений начального профессионального образования,
  • 50 учреждений среднего профессионального образования,
  • 30 вузов ведут подготовку по специальностям СПО.

По общему мнению собравшихся, начальное и среднее профессиональное образование предоставляют лучшие стартовые возможности для карьеры молодого специалиста. В пользу этого утверждения говорит, прежде всего, статистика: по данным Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, число вакансий по рабочим профессиям на предприятиях и в организациях города сейчас составляет 74% от общего числа вакансий (53705 человек).

Участники конференции попытались опровергнуть сложившееся скептическое отношение к «синим воротничкам» на основе реальных показателей. Так, конкурс в учреждения СПО в последние годы устойчиво растет и превышает два человека на место. Более того, все больше девятиклассников отдают предпочтение учреждениям начального и среднего профессионального образования, как отметил председатель Комитета по науке и высшей школе Андрей Станиславович Максимов.

Важную роль в укреплении позиций среднего профессионального образования играет и поддержка со стороны государства: до 2015 года только в Петербурге объем финансирования этой отрасли достигнет 15 млрд. рублей. И эти затраты вполне оправданы, ведь только 3% выпускников СПО не устраиваются работать по специальности. По данным председателя КНВШ, за последние годы на базе училищ открыто 16 высокооснащенных ресурсных центров коллективного пользования, 13 из которых являются лидерами приоритетного Национального проекта «Образование», в 30 вузах ведется подготовка специалистов по специальностям среднего профессионального образования.

Педагогические кадры решают все

Лучшая характеристика для системы среднего профессионального образования Петербурга — ее педагоги. Высокий профессионализм педагогов и мастеров обучения подчеркнул А.С. Максимов и другие участники конференции.

«Среди преподавателей системы СПО Санкт-Петербурга много кандидатов и докторов наук. Это лучшим образом характеризует нашу систему СПО, — заявил председатель КНВШ. — Для мотивации преподавателей в Санкт-Петербурге разработана целая система, в частности, конкурсы «Преподаватель года», победители которого получают премии в размере 100 тыс. руб».

По словам А.С. Максимова, ежегодно из 12 тысяч педагогических работников 150 человек стажируются на базе ресурсных центров по избранным специальностям. По данным проведенного комитетом мониторинга, более 75% опрошенных учащихся ПТУ оценили предоставляемые им в образовательном учреждении знания на «отлично» и «хорошо».

В 2011 году изменилась ведомственная принадлежность образовательных учреждений СПО: восемь федеральных колледжей и техникумов перешли в собственность Санкт- Петербурга.

Никитин Виктор Анатольевич, председатель Совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского морского технического колледжа обратил внимание на дефицит педагогических кадров:

«В Морском техническом колледже 30 преподавателей имеют опыт 10-15 лет работы в море в должности старших механиков или капитанов дальнего плавания. Судите сами, какая у них квалификация. И они сегодня преподают нашим студентам. Но есть и некоторые проблемы с мастерами производственного обучения, которые, как правило, являются у нас наставниками-воспитателями для студентов. Их не хватает».

Конец эпохи ПТУ

Одним из самых острых вопросов на пресс-конференции стала ликвидация начальных профессиональных образовательных учреждений. Н.В. Третьяк подтвердила, что такие изменения предусмотрены новым законом «Об образовании» (напомним, он будет вынесен на обсуждение в июле 2012 года). Таким образом, в России останутся только средние профессиональные учреждения. Наталья Владимировна прокомментировала целесообразность этого шага тем, что в реальности границы между начальным и средним профессиональным образованием «уже стёрлись». «Сегодня к рабочим специальностям предъявляются очень высокие требования: это уже не рабочий в засаленной спецовке, а специалист, которому необходима компьютерная грамотность, знание основ психологии, производства, владение иностранными языками, — отметила она. — Система образования не могла не отреагировать на эти вызовы времени».

Положительный имидж

В 2011 году система начального и среднего проф. образования насчитывает почти 40 тысяч учащихся по 137 специальностям СПО и 92 профессиям НПО. Ребята не только получают отличную профессиональную подготовку на современном оборудовании, но и ведут активный образ жизни, участвуют в творческих и спортивных соревнованиях. Нередко ссузы обеспечивают своих учащихся возможностями, о которых студенты вузов могут только мечтать: бесплатный бассейн, тренажерный зал…

Возложенную на образовательные учреждения социальную ответственность колледжи и техникумы несут с честью: все нуждающиеся студенты получают льготное питание и проезд, а также стипендию и даже места в общежитиях. Вопрос о размещении иногородних студентов вице-губернатор В.Н. Кичеджи отметил особо: «Проблема с местами конечно есть… мы это знаем, мы к этому готовимся и будем строить. Потому что, безусловно, это будет в целом влиять на социальную ситуацию в городе».

Прием обучающихся на рабочие профессии за 2011 год возрос в 1,3 раза. Прежде всего, это направления: металлообработка, судостроение, строительные, реставрационные работы, транспорт и ЖКХ.

Но, как оказалось, не все жители города знают о преимуществах обучения в СПО. По-прежнему, основные силы прикладываются для того, чтобы любыми путями поступить в вуз.

Для повышения интереса к СПО выступающие отметили важность грамотной профориентационной работы. Ребята и их родители должны получать самую актуальную информацию о востребованных в Петербурге специальностях. Только так они смогут сделать правильный выбор.

Председатель Комитета по образованию Наталья Владимировна Третьяк рассказала о недавно созданном на сайте Комитета по образованию информационном электронном ресурсе «Атлас профессий». На этом ресурсе любой желающий может получить информацию о направлениях подготовки, специальностях города, возможностях для трудоустройства и работодателях.

Кроме того, в Петербурге ежегодно проводится большое количество ярмарок вакансий, конкурсов профессий. Это с одной стороны популяризирует квалифицированные рабочие специальности, с другой — ценную информацию о возможностях нашей системы профессионального образования получают и жители города, и работодатели, и образовательные учреждения.

В целом, участники конференции сошлись на том, что создание современных условий для обучения в образовательных учреждениях СПО уже дает первые положительные результаты. Главный из которых — повышение интереса со стороны молодежи, доверия родителей и работодателей.


Комментарии

Рабочие в скафандрах

Кичеджи В.Н., вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«На той неделе к нам в город приезжал новый министр образования, сделал много заявлений. И мы еще раз убедились: то, что мы делаем — правильно. Система профессионального образования будет углубляться и расширяться. Сегодня тот стереотип, каким себе представляли рабочего, уже изменился. Недавно видел фильм о челябинском трубопрокатном заводе, где рабочие носят скафандры. Это очень красиво. Сегодня на рабочие места требуются специалисты. Выпускники наших образовательных учреждений — люди образованные и хорошо подготовлены физически. Промышленники и предприниматели ждут кадры, которые будут действительно квалифицированы, могли работать на современном оборудовании. К счастью, материально-техническая база колледжей и техникумов у нас значительно усилилась: у нас есть все аналоги мирового оборудования. Подчеркиваю — мирового. И когда наш выпускник приходит работать, его уже не нужно переучивать».

Промышленники должны принимать участие в обучении кадров

Ковалёв Н.В., вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга:
«Союз промышленников и предпринимателей регулярно проводит совещание руководителей кадровых служб предприятий — членов СПП СПб. На последнем, который прошел полтора месяца назад, были такие предприятия, как «Силовые машины», Санкт-Петербургский метрополитен, «Хлебопеки Санкт-Петербурга», «Адмиралтейские верфи», «Водоканал», «Ассоциация предприятий Радиоэлектроники», предприятия «Радар ММS», компания «Пигмент»… Это достаточно репрезентативная выборка.

Участники сошлись на том, что в городе создана одна из самых мощных в России система начального и среднего профессионального образования. За последние 10 лет внутри этой системы произошли кардинальные изменения. Я лично принимал участие во многих процессах инноваций: преобразование зданий, внутренних процессов. Главное, что качественно изменилась и правовая система: у предприятий-работодателей появилось больше возможностей участвовать в образовательном процессе.

За последние годы мы получили возможность участвовать в учебном планировании, влиять на документацию учебных заведений посредством согласования, появилось право предъявлять к выпускникам квалификационные требования и т.д. Нам предстоит еще достаточно большой объем работы. Это сложный процесс — донести все изменения, которые происходят в системе начального и среднего профессионального образования до работодателей. И это наша с вами, СМИ, совместная задача.

Отмечу и те проблемы, которые существуют на сегодняшний день. Главная, на мой взгляд, связана с отсутствием консолидации самих предприятий промышленности. Только так вырабатывается правильный подход к начальному и среднему профессиональному образованию… Я могу привести в пример предприятия радиоэлектроники: работая консолидировано, они очень серьезно в этом продвинулись. Например, Лицей № 130, и Колледж управления и коммерции работают в единой системе подготовки кадров для радиоэлектроники. Оборудование, которое поставлено там, полностью соответствует требованиям современного производства. Но пока есть некая разрозненность в рядах промышленников, они не используют возможности, которые сегодня дает среднее профессиональное образование, не принимают участия в образовательных процессах и изменении качества образования.

Участники последнего совещания отметили также, что основой регулирования профобразования должны быть исполнительные органы государственной власти: Комитет по образованию и Комитет по науке и высшей школе. Мы сейчас проводим совместные совещания и консультации, чтобы этот процесс пошел дальше.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011