Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

16.01.2012

Среднее профессиональное образование в 2011. Итоги и перспективы

О состоянии системы среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге и Ленобласти за 2010/2011 учебный год сообщил образовательной общественности на заседании Комитета по науке и высшей школе Правительства СПб исполнительный директор Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Ленобласти Р.А. Пахалюк.

Современный этап развития системы среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов, особенно по практико-ориентированным профессиям и специальностям технического профиля. В экономически развитых странах образование этого уровня признается одним из ведущих сегментов образовательной системы.

Средние профессиональные учебные заведения Санкт-Петербурга обеспечивают подготовку специалистов среднего звена почти для всех отраслей экономики города и других субъектов Российской Федерации по 137 специальностям, а также предоставляют возможность получения доступного и массового профессионального образования различных профилей.

В настоящее время в экономике города занято свыше 570 тыс.специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 25,3% от общей численности занятых, в том числе:

  • В промышленности: 32%
  • В строительстве: 30%
  • На транспорте и связи: 35%
  • В здравоохранении: 41%

По состоянию на 1 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге функционировало 80 государственных средних профессиональных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, которые были подчинены:

  • Министерству образования и науки: 8
  • Федеральным агентствам других Министерств: 6
  • 6-ти Комитетам Правительства Санкт-Петербурга: 33
  • Интегрированы в состав вузов в качестве факультетов или колледжей: 33.

Кроме государственных в Санкт-Петербурге функционировало 5 негосударственных средних специальных учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Численность студентов, обучающихся в государственных средних профессиональных учебных заведениях составила в 2011 году 63200 человек, в том числе по очной форме обучения — 53900 человек.

Востребованность среднего профессионального образования в обществе сегодня растет, о чем свидетельствует конкурс при поступлении:

  • в 2010 году – 1,8 человек на место;
  • в 2011 году – 2,1 человек на место.

В 2008 году прием на базе основного общего образования (9 кл.) составил 48%, а на базе среднего полного образования (11 кл.) — 52%, то в 2011 году это соотношение диаметрально изменилось и составляет 61% к 39% соответственно.

Структура подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях по группам специальностей в 2011 г. распределяется следующим образом:

Технические специальности28,9%
Экономические, гуманитарно-социальные специальности15,01%
Педагогические специальности и специальности культуры и искусства6,4%
Специальности здравоохранения13,09%
Специальности строительства и архитектуры8,25%
Специальности сервиса обслуживания15,98%

Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по очной форме обучения в 2011 году составил 16900 человек.

При содействии Президиума Совета директоров и финансовом обеспечении Комитетом по науке и высшей школе в 2011 году были созданы инновационные площадки, которые позволили оказать методическую помощь в реализации ряда направлений деятельностью ОУ СПО по повышению качества подготовки специалистов.

    На базе инновационных колледжей (победителей в приоритетном национальном проекте «Образование») действовали 9 отраслевых ресурсных центра:
  • Технопарк «Электроники»;
  • Строительный технопарк;
  • Энергосбережения и экологии.
    Победители региональных конкурсов по представлению Президиума Совета были направлены для участия во Всероссийских конкурсах, проводимых Министерством образования и науки, в частности в 6 конкурсах из 14 по специальностям:
  • Туризм
  • Технология продукции общественного питания
  • Гостиничный с6ервис
  • Технологии машиностроения
  • Информационной безопасности
  • Программирование в обеспечении вычислительной техники

План основных мероприятий по развитию системы СПО Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы выполнен. Разработана Комплексная программа развития профессионального образования в Санкт-Петербурге в направлении системы среднего профессионального образования на 2012-2015 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.07.2011 № 931).

Методическая деятельность в 2010/2011 учебном году актуализировалась на семинарах, проводимых Советом директоров для преподавателей системы СПО на темы:

  • Особенности содержания и организации учебного процесса на базе ФГОС нового поколения;
  • О системе сертификации квалификаций выпускников ОУ СПО;
  • О работе федеральных и региональных ОУ СПО по аттестации преподавателей (на базе Колледжа информатизации и управления).

Диагностическая программа тестирования профессиональных компетенций специалистов

    Советом была сформирована программа повышения квалификации работников ОУ СПО. В 2010-2011 учебном году проведено повышение квалификации:
  • Управленческих кадров — 132 человека
  • Инженерно-педагогических кадров — 175 человек
  • Педагогических кадров — 140 человек

В соответствии с Планом мероприятий по развитию системы СПО Санкт-Петербурга, при участии Совета директоров и финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе были организованы и проведены конкурсы и Олимпиады:

    Олимпиады по русскому языку и литературе
  • Конкурс «Студент года»
  • Конкурс «Преподаватель года – 2011»
    • Конкурс профессионального мастерства:
    • по технологии машиностроения,
    • по программированию и информатике.

В этих мероприятиях приняли участие 1022 студента из 29 ссузов Санкт-Петербурга. В смотре-конкурсе студенческого творчества «Студенческая весна» приняли участие более 790 участников из 32 ссузов.

В Спартакиаде по 17 видам спорта, которая проводилась при поддержке Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, в 2011 году приняли участие более 1430 студентов.

Всего в конкурсах, олимпиадах и спартакиаде приняли участие около 2380 студентов из 32 ссуз города. Победителями и призерами стали представители 21 учебного заведения.

В рамках ХV международного форума «Российский промышленник — 2011» при участии Президиума Совета и финансовой поддержке Комитета образования и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли состоялись конкурсы профессионального мастерства среди студентов по 30 профессиям, наиболее востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга.

В течение года по Плану Комиссии Совета директоров образовательные учреждения СПО принимали участие в международных проектах, что позволяло им интегрироваться в международное образовательное пространство. Расширилось установление прямых связей средних профессиональных учебных заведений города с зарубежными партнерами:

  1. В национальных соревнованиях профессионального мастерства Евросоюза в Финляндии, где приняли участвовали 400 студентов из 11 стран, команда студентов колледжей Санкт-Петербурга тоже приняла участие в соревнованиях в составе финской команды.
  2. В составе делегации от Российской Федерации команда студентов питерских колледжей приняла участие в международных соревнованиях профессионального мастерства WorкSkills в Лондоне, которые собрали 1000 участников и 150 тыс. посетителей из 50 стран.

Совет директоров в рамках «Образовательного форума Санкт-Петербурга», круглых столов и методических семинаров пропагандирует достижения и образовательный потенциал системы среднего профессионального образования, а также предложения на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга для предприятий и организаций.

    Проблемы системы СПО Северо-Западного региона сформулировал Председатель Совета директоров В.П.Смирнов 23 декабря 2011 года на совещании с участием В.В.Путина в своем докладе, выделив следующие:
  • Хроническое недофинанасирование учебных заведений в федеральных образовательных учреждениях;
  • Низкий уровень оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях;
  • Противоречивость законодательной базы в федеральных образовательных учреждениях;
  • Педагогическая кадровая проблема;
  • Необходимость поддержки подготовки специалистов технического профиля.
  • Разрыв связей учебных заведений с работодателями
  • Неуклонное старение учебно-материальной и дидактической базы;
  • Дефицит преподавательских и управленческих кадров;
  • Несоответствие подготовки специалистов потребностям рынка труда.

Проблемы системы СПО предстоит решать законодательно на федеральном и региональном уровне. А пока самой важной задачей является осуществить переход учреждений СПО с федерального и отраслевого уровня на региональный, по возможности не потеряв ничего из достигнутого и не нарушив работы колледжей и техникумов по выполнению поручения Правительства РФ — подготовить кадры рабочих и специалистов, так необходимые обновляемой экономике России.

Из Отчета о работе Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2010/2011 учебный год на заседании Комитета по Науке и высшей школе Правительства СПб


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011