01.02.2011
Европейское образовательное пространство уже не первый год претерпевает кардинальные изменения: высшее профессиональное образование включилось в Болонский процесс, среднее профессиональное — в Копенгагенский. И если о первом процессе мы знаем многое, то о втором у нас в стране мало кто слышал.
Итак, в ноябре 2002 года в Копенгагене была принята Декларация, которая положила начало так называемому «Копенгагенскому процессу». Ее подписали министры образования европейских стран и Европейская Комиссия по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе.
Сотрудничество государств опирается на основные принципы Копенгагенской декларации, которые также во многом сходны принципами Болонской конвенции. Страны должны взаимодействовать только на добровольной основе, и, внося изменения, не забывать о сохранении национальных особенностей систем образования. Обязательным условием является участие социальных партнеров — предприятий, коммерческих организаций и т.д.
Были сформированы три основные рабочие группы. Первая занимается Europass — новой системой, введенной для документирования отраслевых квалификаций и признания неформального или спонтанного обучения. Вторая группа разрабатывает систему переноса зачетных единиц, а третья уделяет внимание разработке критериев качества.
Также в Европе были созданы виртуальные сообщества. С их помощью все участники процесса могут общаться, делиться мнениями, просить советы, рассказывать о ходе реализации принятых решений и т.д.
Виртуальное сообщество охватывает 170 членов из 20 стран, в нем также участвуют Европейские социальные партнеры и Европейский экономический и социальный комитет.
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию. И хотя наша страна официально не вступала в Копенгагенский процесс, некоторые его положения реализуются. По целям, задачам и путям реализации Болонский процесс практически аналогичен Копенгагенскому, отличие заключается лишь в уровнях образования.
Болонский процесс относительно успешно приживается в нашей стране. Этому способствует то, что системы высшего профессионального образования в России и странах ЕС вполне сравнимы по уровням и квалификациям. В среднем профессиональном образовании ситуация сложнее, поскольку в наших странах слишком разные и практически несопоставимые системы. Начальное и среднее профессиональное образование в России является, по сути, самостоятельной системой.
Существуют два вида академической мобильности: вертикальная и горизонтальная. Первая довольно успешно реализуется у нас: выпускники ссузов могут продолжить образование в вузе по профильной специальности. Однако горизонтальная мобильность (обучение студентов в других ссузах, совместное использование технической базы и т.д.), к сожалению, пока практически не реализуется.
Основные причины, мешающие реализации процесса — это отсутствие компетенций, позволяющих измерить соответствие работника требованиям и «негибкость» образовательных программ, разница в образовательных стандартах, терминологии, квалификациях.
Европейское профессиональное образование устроено по-другому. Это огромная система, куда входят все уровни профобразования (после школьного): начальное, среднее, высшее, повышение квалификации, образование и обучение взрослого населения, обучение безработных граждан и т.д.
Система квалификаций в Европе, в соответствии с Копенгагенским процессом, выстраивается таким образом: акцент делается не на освоении каких-то конкретных программ обучения, а на те компетенции и навыки, которые получил человек во время обучения. При продолжении образования они учитываются, независимо от того, где и когда были получены.
Копенгагенский процесс, как и Болонский, не имеет каких-либо конкретных сроков окончания — лишь некоторые контрольные точки.
Вы можете прочитать полный текст Копенгагенской декларации.
ГлавCправ. 2011