Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

01.02.2011

Копенгагенский процесс в России

Европейское образовательное пространство уже не первый год претерпевает кардинальные изменения: высшее профессиональное образование включилось в Болонский процесс, среднее профессиональное — в Копенгагенский. И если о первом процессе мы знаем многое, то о втором у нас в стране мало кто слышал.

Итак, в ноябре 2002 года в Копенгагене была принята Декларация, которая положила начало так называемому «Копенгагенскому процессу». Ее подписали министры образования европейских стран и Европейская Комиссия по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе.

    Копенгагенский процесс имеет три основные цели:
  • Повышение качества образования;
  • Повышение привлекательности профессионального образования;
  • Развитие мобильности студентов и выпускников.
    Для их достижения в Декларации прописаны восемь важных задач:
  • Формирование единого образовательного пространства в Европе;
  • Повышение прозрачности квалификаций;
  • Формирование системы переноса зачетных единиц;
  • Развитие отраслевых компетенций и квалификаций;
  • Разработка общих критериев и систем обеспечения качества;
  • Развитие систем профессиональной ориентации и консультирования;
  • Признание неформального и спонтанного обучения;
  • Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

Сотрудничество государств опирается на основные принципы Копенгагенской декларации, которые также во многом сходны принципами Болонской конвенции. Страны должны взаимодействовать только на добровольной основе, и, внося изменения, не забывать о сохранении национальных особенностей систем образования. Обязательным условием является участие социальных партнеров — предприятий, коммерческих организаций и т.д.

Были сформированы три основные рабочие группы. Первая занимается Europass — новой системой, введенной для документирования отраслевых квалификаций и признания неформального или спонтанного обучения. Вторая группа разрабатывает систему переноса зачетных единиц, а третья уделяет внимание разработке критериев качества.

Также в Европе были созданы виртуальные сообщества. С их помощью все участники процесса могут общаться, делиться мнениями, просить советы, рассказывать о ходе реализации принятых решений и т.д.

Виртуальное сообщество охватывает 170 членов из 20 стран, в нем также участвуют Европейские социальные партнеры и Европейский экономический и социальный комитет.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию. И хотя наша страна официально не вступала в Копенгагенский процесс, некоторые его положения реализуются. По целям, задачам и путям реализации Болонский процесс практически аналогичен Копенгагенскому, отличие заключается лишь в уровнях образования.

Болонский процесс относительно успешно приживается в нашей стране. Этому способствует то, что системы высшего профессионального образования в России и странах ЕС вполне сравнимы по уровням и квалификациям. В среднем профессиональном образовании ситуация сложнее, поскольку в наших странах слишком разные и практически несопоставимые системы. Начальное и среднее профессиональное образование в России является, по сути, самостоятельной системой.

Существуют два вида академической мобильности: вертикальная и горизонтальная. Первая довольно успешно реализуется у нас: выпускники ссузов могут продолжить образование в вузе по профильной специальности. Однако горизонтальная мобильность (обучение студентов в других ссузах, совместное использование технической базы и т.д.), к сожалению, пока практически не реализуется.

Основные причины, мешающие реализации процесса — это отсутствие компетенций, позволяющих измерить соответствие работника требованиям и «негибкость» образовательных программ, разница в образовательных стандартах, терминологии, квалификациях.

Европейское профессиональное образование устроено по-другому. Это огромная система, куда входят все уровни профобразования (после школьного): начальное, среднее, высшее, повышение квалификации, образование и обучение взрослого населения, обучение безработных граждан и т.д.

Система квалификаций в Европе, в соответствии с Копенгагенским процессом, выстраивается таким образом: акцент делается не на освоении каких-то конкретных программ обучения, а на те компетенции и навыки, которые получил человек во время обучения. При продолжении образования они учитываются, независимо от того, где и когда были получены.

Копенгагенский процесс, как и Болонский, не имеет каких-либо конкретных сроков окончания — лишь некоторые контрольные точки.

Вы можете прочитать полный текст Копенгагенской декларации.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011