25.05.2011
В дни последних звонков Виктор Павлович Смирнов, председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга и Лен.области, поздравил выпускников с праздником и пожелал удачи на экзаменах. В интервью журналу «ГлавСправ.Образование» Виктор Павлович сообщил о том, что система профессионального образования города готова принять всех желающих после 9 и 11 класса, а также рассказал об изменениях в области среднего профессионального образования.
Реформа образования затронула все уровни образования в России, и среднее профессиональное образование в том числе. Главное, происходит интеграция образования и по горизонтали, и по вертикали.
Учебные заведения укрупняются, их становится немного меньше. Если несколько лет назад в Петербурге было 97 учреждений среднего профессионального образования, то сегодня их уже 79. Интеграция проходит с целью оптимизировать работу учреждений среднего профессионального образования, чтобы не дублировать специальности и оптимизировать материальную базу. Ведь легче создать достойную материальную базу для одного учебного заведения на нескольких площадках.
В Петербурге девять сильных центров профессионального образования, организованных в результате горизонтальной и вертикальной интеграции. В них вошли структуры и начального, и среднего профессионального образования. Эти центры осуществляют около 40% общего приема абитуриентов на среднее профессиональное образование в Петербурге.
Примером может служить Автотранспортный и электромеханический колледж: сегодня это крупное учебное заведение, прием абитуриентов в котором держится наравне с вузовским (500-600 человек). Или Санкт-Петербургский морской технический колледж, в котором реализуются начальное и среднее профессиональное образование, а также центр переподготовки и повышения квалификации плавсостава. И это не единственные примеры.
Несомненные лидеры приема: Автотранспортный электромеханический колледж, Колледж строительной индустрии и городского хозяйства — тоже принимают до 500 абитуриентов. Их считают сильными учебными заведениями.
Буквально сейчас два колледжа переходят в состав Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики и образуют факультет профессионального образования. В состав этого вуза вошло уже три учебных заведения среднего профессионального образования, вместе с Колледжем «Станкоэлектрон» и Колледжем пищевой промышленности. Так происходит и горизонтальное, и вертикальное интегрирование.
Конечно, далеко не все вузы готовы к такой интеграции. Критерии оценки, какое учебное заведение может считаться университетом, сейчас совсем другие. И интеграция со средним профессиональным образованием по силам только крупным и сильным университетам.
Начальное профессиональное образование не прозвучало в новом законе «Об образовании», но это не значит, что его совсем не будет. Просто оно трансформируется, приобретая новую форму. И, наверное, трансформируется правильно, потому что надо преодолеть негативное отношение к ПТУ. Нужно изменить стереотип о начальном профессиональном образовании в том виде, в котором оно существовало. Негативный имидж, который складывался годами, очень не просто поменять.
Запугали детей и родителей, что ПТУ — это отстойник образования. А ведь есть профессиональные учебные заведения, которым некоторые вузы могут позавидовать в плане материального обеспечения. Например, профессионально-техническое учебное заведение Водоканала — это и специальная стипендия, и уникальное оборудование, и специалисты. Поэтому в нем и конкурс соответствующий.
Но масштабные кадровые перестановки нельзя сделать одним жестом. Сейчас проходят аттестации учебных заведений, и сразу подчистили все «лишнее». Должны поменяться сами названия учебных заведений начального образования: теперь это не ПТУ, а лицеи. Однако важно не только форму поменять, но и содержание. Как сейчас «милицию» меняют на «полицию», так же должно произойти и со средним профессиональным образованием.
Престижность и популярность профессионального образования зависит в первую очередь от государства. Еще недавно многие государственные деятели говорили: «ПТУ» или «вуз», будто у нас нет системы среднего профессионального образования. Не было понимания, что такое «синий воротничок», а это в первую очередь — помощник инженера. Мы потеряли необходимое для промышленности соотношение: 1 инженер — 5 техников. Но за последние пять лет многое изменилось.
Сейчас пирамида образования перевернута. База — начальное образование — представлена единицами, зато высшего образования наибольшее количество. Но перевернутая пирамида — конструкция неустойчивая. Так как же как должно быть?
Именно начальное профессиональное образование формирует базис этой пирамиды, и его должно быть самое большее количество. Среднее профессиональное образование занимает второе место, а высшее — это вершина, ее должно быть меньше всего. Таким образом, фундамент составляют квалифицированные рабочие, дальше идут сопровождающие технический персонал — техники, инженеры, и выше всех — ученые.
Выпускников вузов сегодня больше, чем предусмотрено законодательством. Предусмотрено 170 выпускников высших образовательных учреждений на 10 000 населения, а в Петербурге, например, около 500 человек. И работодатели, и городские власти отмечают, что с уровнем начального среднего образования — беда. Отсюда дефицит кадров на производстве, на рынке труда. А ведь все это профессии начального и среднего уровня.
Перекос произошел тогда, когда вузы разрешили открывать кому угодно. Они забрали ресурс выпускников, которые пошли учиться туда, где легче. Ведь если идти учиться на технические специальности в учреждение СПО, то надо сдавать физику, математику, химию… а это сложные предметы. Лучше пойти на гуманитарные специальности в вуз. Поэтому такой спрос на гуманитарные специальности, для поступления на которые нужно сдавать историю или обществознание. Да и вузам гораздо легче набирать юристов, экономистов и прочих гуманитариев. Это своего рода паразитизм, который проявился у заведений, которые дают образовательные услуги.
А вот чтобы сохранить технические специальности, нужна серьезная материальная база: лаборатории, оборудование, станки с программным управлением. Один такой станок стоит 10 млн. рублей, а финансирование учебного заведения — порядка 5 млн. рублей в год. Без поддержки государством учреждений начального и среднего профобразования, дающих технические специальности, нам не обойтись.
Могу сказать, что теперь для тех, кто осваивает технические специальности, делают специальную стипендию. За счет доплат они получают в восемь раз больше, чем остальные студенты — от двух до трех тысяч рублей. Сразу поднялась успеваемость, больше ребят идут на эти специальности. Это совсем другая мотивация.
Мы вас ждем. Система среднего профессионального образования — это тот уровень, который позволяет сделать первые шаги в своей трудовой деятельности. Молодой человек получает востребованную профессию, с которой он всегда и везде найдет работу. Более 99% выпускников средних профессиональных учебных заведений в России устраиваются на работу, а не стоят на бирже труда. Это очень важно сегодня.
Высшее образования никуда от вас не денется. Но преимущество в том, что вы можете на базе 9 классов без ЕГЭ поступить к нам, а потом пойти в вуз по профилю своей специальности (тоже без ЕГЭ!) и продолжить свое образование в сокращенные сроки. То есть, все возможные выгоды от траектории получения образования через среднее профессиональное до самого высшего уровня — очевидны.
ГлавCправ. 2011