01.11.2010
В этом году отмечается 70-летний юбилей создания единой централизованной системы профессионально-технического образования в России.
Профессиональное образование России прошло свой путь от артелей (дружин) мастеров, первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтехшкол, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ). Сейчас это непрерывное профессиональное образование: профессиональное училище (ПУ) —профессиональный лицей (ПЛ) — колледж — вуз.
Создателем первой российской государственной профессиональной школы более 300 лет назад был Петр I. Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80-90-е годы XIX века. С 1917 года по 1922 год новым правительством Советской России было подписано более 20 декретов по проблемам системы профессионально-технического образования. С октября 1920 года для рабочего подростка начала работу новая по типу школа фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ) с 4-летним сроком обучения. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школы рабочих подростков. В 1921 году их было 1350 с 67 тыс. учащихся. Острая потребность в рабочих кадрах привела к сокращению срока обучения в школах ФЗУ до 2-х лет.
В 1929 году пленум ЦК партии принял решение о передаче школ ФЗУ в ведение наркоматов и ведомств. Учебные заведения к 1939 году превратились в цехи базовых предприятий, центр в обучении перенесен был на массовые специальности. Трудовая деятельность народа в конце 30-х годов осуществлялась в обстановке сложного международного положения. Развитие промышленности требовало постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. В этих условиях перед государством встала задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
Годом рождения системы трудовых резервов России является 1940 год. 70 лет назад указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» создана единая централизованная система профтехобразования. Было принято постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Всего было организовано 1549 школ и училищ, где молодежь обучалась более чем 400-м профессиям и специальностям.
Суровой проверкой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 году вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 годов учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения. С августа 1943 года по стране проходят воскресники «В фонд обороны страны». За время их проведения были построены и переданы воинам Красной Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», военные торпедные катера «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарии», «Морской истребитель фашистов». За 4 военных года училища и школы Трудовых резервов передали в народное хозяйство 2,5 млн. молодых рабочих. В 1943 году создано Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». В декабре 1943 года в Москве открыт Центральный дом культуры Трудовых резервов. Свыше 780-и воспитанников Трудовых резервов удостоены звания Героя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной войны. Не менее яркий подвиг совершили Трудовые резервы и после войны. На их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства.
За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства многие профессиональные училища награждены орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета» и другими наградами. За подготовку высококвалифицированных рабочих, учебно-воспитательную работу, эстетическое, физическое воспитание, научные исследования Государственному Комитету СССР по профессионально-техническому образованию 11 апреля 1980 года была вручена международная премия «Золотой Меркурий».
С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования (НПО). Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 года было утверждено типовое Положение об учреждении НПО по новой структуре. С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в образовательных учреждениях НПО осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям.
Подготовка кадров в настоящее время ведется не только по рабочим профессиям, но и по многим новым специальностям: экономике, праву, экологии, дизайну, управлению, страховому, банковскому делу, гостиничному хозяйству, туристическому комплексу. Современные требования рынка труда вызывают необходимость модернизации российского образования и как первоочередная задача - опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, а также достижение конкурентоспособности выпускников НПО на мировом рынке по специальностям начального профессионального образования.
С 1940 года система трудовых резервов развивалась, видоизменялась, реформировалась, но во все времена оставалась необходимой и значимой для России. Становятся прошлым события и годы, вырастают новые поколения людей, которые живут, учатся в различных учебных заведениях и трудятся во всех сферах человеческой деятельности. Значительный вклад в укрепление экономического состояния страны вносили и вносят выпускники системы Трудовых резервов России.