Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

08.04.2011

Укрупнение НПО — это усиление ресурсов

В Петербурге еще пять лет назад действовало около 70 лицеев, техникумов и училищ. На данный момент в результате реорганизации их осталось 38. Об особенностях политики администрации города по объединению учреждений начального профессионального образования рассказала Наталья Геннадьевна Путиловская, первый заместитель председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

Наталья	Геннадьевна Путиловская

Создать условия для развития

С 2008 по 2011 год в Петербурге действует программа развития системы начального профессионального образования. Мы уже подготовили проект следующей программы на 2012-2015 гг. Главное из того, что нам удалось сделать в Петербурге — заложить достаточно серьезное финансирование на развитие материально-технической базы учреждений начального среднего профессионального образования, и в плане ремонта помещений, и в плане обеспечения нового оборудования. Мы считаем, что без модернизации материально-технической базы невозможно продвигать какие-то новые образовательные проекты в этих образовательных учреждениях, ориентированные на качественную подготовку квалифицированных рабочих.

Начинать нужно с условий. Только после того, как мы создадим соответствующие условия, можно будет говорить об изменении содержания, о качестве, о привлекательности этих учебных заведений для учащихся, о престиже рабочих специальностей.

Такой мы увидели свою задачу. И начали улучшать состояние профессиональных учреждений, которыми много лет никто не занимался. Когда в свое время их передали из федерального ведения в наш регион, система выживала, как могла, и была в довольно запущенном состоянии.

Благодаря тому, что нам удалось принять эту программу, пошло достаточно хорошее финансирование. Например, для ремонта помещений и приобретения оборудования в 2009 году было выделено 270 млн. руб., в 2010 году — 350 млн. руб. В 2011 году выделено уже 500 млн. рублей. Это достаточно большие вложения, и все средства освоены. Конечно, их все равно недостаточно. Расчеты показывают, что надо продолжать работу по дальнейшей модернизации материально-технической базы.

Очень удачно мы смогли также использовать возможности приоритетного национального проекта «Образование», который несколько лет действовал в отношении именно учреждений начального и среднего профессионального образования. В Петербурге 12 учреждений системы НПО и СПО побеждали в национальном проекте в разные годы, победителям выделили субсидии из бюджета Российской Федерации и Санкт-Петербург в размере 40 млн. руб. именно на развитие материально-технической базы.

Наша действительно новая школа

Отличительная черта Санкт-Петербурга в том, что у нас уже четвертый год действует программа комплексного капитального ремонта образовательных учреждений. То есть школа, требующая капитального ремонта, закрывается, а учащиеся со своими учителями временно переводятся в соседние школы. В течение учебного года здание полностью ремонтируется, меняется полностью вся «начинка» и инженерные сети, а также проводится косметический ремонт. Фасад тоже ремонтируется, благоустраивается территория, спортивная площадка… Дети возвращаются в новую, как бы заново воссозданную школу.

В эту программу мы смогли разместить и учреждения начального профессионального образования. К 1 сентября 2011 года из комплексного капитального ремонта выйдет уже пятое учебное заведение. Используя Программу развития начального профессионального образования, приоритетный национальный проект «Образование» и возможности города по проведению комплексного капитального ремонта образовательных учреждений, мы всеми путями пытаемся эту систему сделать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Кроме того, существуют «инвест-проекты». Здания в центре города, где располагаются учреждения начального профессионального образования, и которые требуют серьезной реконструкции, отдаются инвестору. Он, в свою очередь, либо строит, либо реконструирует другие здания на территории Петербурга под цели нашего образовательного учреждения. Таким образом, например, мы «переселили» Профессиональный лицей кулинарного мастерства с набережной реки Мойки на улицу Руставели в Калининском районе в отдельное здание, отстроенное по современным технологиям с размещением всего современного оборудования.

Мы считаем, что на сегодняшний день 60-65% учреждений начального профессионального образования не стыдно показать: выглядят они современно, в них используется современное оборудование и созданы все условия для обучения.

Хватит выпускать «поваров-фрезеровщиков»

Следующей целью было выстроить содержание образовательных учреждений НПО более логично. Когда мы начали анализировать, кто и каким профессиям учит, то поняли, что в трудные 90-е годы учебные программы открывались абсолютно стихийно, без связи с промышленными предприятиями и организациями.

Чтобы выжить, техникумы и училища открывали те профессии, которые были популярны среди учащихся. Например, в одном образовательном учреждении можно было наряду со станочными профессиями, скажем «Токарь», «Фрезеровщик», встретить парикмахеров, поваров — на такие профессии легче набрать учащихся. Открывалось все это стихийно и внепланово, поэтому мы начали наводить порядок и создавать профильные образовательные учреждения. Если техникум относится к тяжелой или оборонной промышленности — нет никакой логики в том, что в нем готовят и поваров, и бухгалтеров.

В содержании образовательных планов учебных заведений начального профессионального образования проводится кластерная политика. Единственное исключение сделано для многопрофильных учебных учреждении в удаленных пригородных районах Санкт-Петербурга: Колпино, Петродворец, Курортный район. Ребятам из таких районов трудно добираться в город, и такие учреждения должны удовлетворять всем запросам учащихся, обучать широкому спектру профессий.

Важно не забыть о социальной значимости НПО. В Петербурге есть семь учебных заведений, в которых созданы специальные структурные подразделения для воспитанников детских домов Санкт-Петербурга. Они работают для детей, которые закончили общеобразовательные школы и переходят на профессиональное образование.

Такие учреждения мы также развиваем как многопрофильные. Ведь дети проживают в их общежитиях круглосуточно, в интернатном режиме, и, конечно, должны иметь широкий выбор профессии. Тем более, сироты по закону могут освоить и вторую профессию, смежную с первой, и остаться на второй срок обучения.

Горизонтальная интеграция

В Петербурге есть 3-4 учреждения НПО, которые реализуют одинаковые образовательные программы. Они конкурируют между собой по приему учащихся и находятся в одном кластере. Возьмем в качестве примера реставрационные профессиональные лицеи. Их у нас три: один во Фрунзенском и два в Кировском районах Санкт-Петербурга.

Такие учреждения мы реорганизуем и объединяем в одно. Это называется «горизонтальная интеграция».

Делается такое объединение для того, чтобы всем было понятно: в области, например, реставрационной деятельности есть одно образовательное учреждение, работающее на трех площадках, но администрация у него — одна. Это помогает работодателям, промышленным предприятиям и организациям: они знают, к кому конкретно обращаться и с кем взаимодействовать. Это облегчает выбор для учащихся и их родителей.

Такое укрупнение — это сложение ресурсов, и финансовых, и кадровых. К тому же у директора появляется возможность использовать эти три площадки более рационально и эффективно. Дети и взрослые будут свободно перемещаться, можно гибко составить учебный план.

Таким образом, мы объединяем по кластерам многие образовательные учреждения.

В 2010 году прошло 14 таких реорганизаций, например, среди швейных учебных заведений. Швейная отрасль — проблемная для Санкт-Петербурга. По нашим отчетам, из них выходит больше всего выпускников, не трудоустроившихся именно по этой специальности. Мы соединили несколько учебных заведений в одно, оставив 3 крупные площадки: во Фрунзенском и Петроградском районах. Остальные здания, требующие огромных денежных вложений, отдали в систему образования, но под другие цели, скажем, под музыкальное училище, курсы иностранных языков.

Так мы стараемся использовать бюджетные деньги и имущество более рационально. Также немного скорректирован и прием абитуриентов на швейные специальности. В итоге, сейчас в Петербурге на 3-х площадках работает один Лицей петербургской моды.

Всего образовательных учреждений начального образования в Санкт-Петербурге насчитывается 38, а ведь в 2005 году их было 70. В 2011 году Комитет по образованию планирует закончить процесс горизонтальной интеграции НПО. Думаем, что оптимальная система уже создана, и если что-то еще будет нужно, это будут уже единичные реорганизации.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011