Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

17.12.2010

Свобода и конкуренция в профессиональном образовании

Профессиональное образование в вузах и колледжах начинает новый этап модернизации. Изменения в законодательстве, сотрудничество с бизнесом и ориентация на инновационную экономику России — главные шаги на пути к новой образовательной системе. Исаак Калина, зам. министра образования и науки, рассказал, как высшие и средние учебные заведения смогут воплотить идею «образования будущего».

Сократить дистанцию с лидерами

Сегодня в обществе есть понимание, что система профессионального образования не соответствует перспективным потребностям инновационной экономики.

За последние годы внутри системы произошли определённые перемены.

Во-первых, для всех уровней профессионального образования с участием объединений работодателей разработаны новые федеральные образовательные стандарты.

Во-вторых, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и других федерально-региональных программ было значительно обновлено учебно-лабораторное оборудование.

В-третьих, благодаря реализации инновационных программ развития чётко обозначилась группа лидеров и среди вузов, и среди учреждений начального и среднего профессионального образования.

В-четвёртых, штатный режим ЕГЭ и новый порядок приёма позволили в гораздо большей степени, нежели в предыдущие годы, обеспечить доступность профессионального образования для выпускников школ в соответствии с их желанием и уровнем подготовки, а также ускорили процесс вытеснения псевдовузов с рынка образовательных услуг.

Однако всё это относится далеко не ко всем учреждениям профессионального образования. Более того, значительное продвижение вперёд группы лидеров ещё больше подчеркнуло разрыв между тем, каким должно быть профессиональное образование, и тем, каким оно продолжает оставаться в значительной части системы.

Происходящие изменения во многом пока остаются формальными и внутрисистемными, не вызывают массового интереса и активного в них участия представителей реальной экономики. Поэтому предстоит обеспечить соответствие потребностям инновационной экономики всей системы профессионального образования, а не только учреждений-лидеров. Это задача совсем другого порядка, нежели те, которые решались в предыдущие годы.

Фундаментальность или инновации?

Сейчас важно актуализировать содержание профессионального образования.

С одной стороны, необходимо сохранить его фундаментальность, традиционную для отечественной школы. Фундаментальность — это фактор, обеспечивающий устойчивость выпускника к колебаниям рынка труда. Получая профессиональное образование, человек приобретает способность по мере необходимости овладевать новыми знаниями и осваивать новые технологии: ведь сегодня невозможно предсказать, на каком производстве ему через некоторое время предстоит работать, какие именно технологии будут там использоваться.

С другой стороны, задача учреждения профессионального образования — помочь студенту приобрести компетенции, которые будут в максимальной степени соответствовать требованиям конкретного работодателя.

Стандарты профессионального образования нового поколения предусматривают огромную степень свободы учреждений при выборе содержания образования. Однако свобода дана вузам не для того, чтобы заполнять «свободное время» курсами, которые им легче всего обеспечить. Эта часть содержания должна формироваться с учётом потребностей студентов, с участием работодателей, способных конкретизировать свои требования к будущему работнику.

Очевидно также, что содержание образования, которое позволит выпускнику работать в условиях модернизированной экономики, невозможно реализовать с помощью старых образовательных технологий.

Страна, в системе образования которой не развиваются новые технологии, обречена: ведь тогда и в экономике, и в промышленности технологии точно так же не будут обновляться. От традиционных лекций вузы обязаны переходить к проектным методам и иным новым формам работы, адекватным требованиям современного производства. Таким образом, сами образовательные технологии становятся важнейшей частью содержания образования, поскольку способствуют формированию качеств личности, востребованных на современном производстве.

Современное профессиональное образование требует современного оснащения — нельзя учить специалиста 2015 года на оборудовании 1975 года. Оборудование становится всё сложнее и дороже, образование точно так же дорожает. Но рациональное расходование средств на закупку нового оборудования и его рациональное использование возможно только при укрупнении учреждений профессионального образования: чем больше университет или колледж, тем больше студентов воспользуются новыми возможностями.

Образование = конкурентный рынок

К участию в образовательном процессе нужно привлекать учёных как генераторов идей и производителей технологий завтрашнего дня. Студенты должны видеть, что специалисты, у которых они учатся, сами умеют использовать новые технологии и работать на современном оборудовании. Роль вуза или колледжа в данном случае заключается в том, чтобы грамотно организовать образовательный процесс, привлекая в аудитории признанных учёных и реальных производственников. Тогда и преподаватели, и их студенты получат доступ в лаборатории учёных и в цеха инновационных предприятий.

Для этого, конечно, необходимы мощнейшие механизмы мотивации педагогических коллективов: новые системы оплаты труда и механизмы финансирования, жёстко «завязанные» на результат. Некоторым вузам и колледжам крайне важно переходить в статус автономных учреждений, осуществлять образовательный процесс с наилучшими результатами, получая средства от учредителя под конкретные задания. Но учреждения, где таких результатов не будет, попросту не смогут осуществлять набор в условиях демографического спада. И тогда их судьба (в лучшем случае) — это вхождение в состав современных инновационных вузов и, таким образом, «подтягивание» педагогических коллективов до необходимого уровня.

Современные учреждения профессионального образования должны научиться работать в условиях реалий конкуренции. Задача ректора теперь заключается не в том, чтобы «выпросить» у учредителя побольше денег, а в том, чтобы вывести вуз на такой уровень, когда на его работу существует устойчивый внешний заказ. Это означает, что со стороны абитуриентов есть стабильный спрос на обучение в этом вузе, а со стороны предприятий — не только спрос на выпускников, но и желание активно участвовать в их подготовке.

Вуз должен быть интересен для работодателей не только тем, что готовит квалифицированные кадры. Современные предприятия нуждаются в современных научно-технологических разработках, которые вузы должны создавать. Если вуз способен предложить производству инновации, то и к его преподавателям, и к его выпускникам у работодателя, несомненно, будет интерес. Такое учебное заведение, несомненно, получит высокую оценку работодателей в рамках процедур общественной аккредитации и мониторинга качества образования.

На старте — следующий этап

В основе формируемой сегодня системы высшего образования: МГУ и СПбГУ как университеты-лидеры, 7 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. Уже сегодня участие в различных конкурсах, программах, требующих абсолютно прозрачного представления потенциала и результатов работы вуза, позволяет выделить группу учебных заведений, способных реализовывать магистерские программы.

Следующий этап модернизации профессионального образования является насущной потребностью всей экономики страны. Поэтому участвовать в его развитии должны все федеральные ведомства, власти субъектов Федерации, представители бизнеса, общество в целом.

И, конечно же, сама система образования должна быть готова к решению новых задач и новым темпам модернизации.


ГлавCправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011