Санкт-Петербург

Раздел Среднее профессиональное образование в Петербурге

Статьи

23.09.2024

Осторожно: фаббинг может стать серьезной угрозой для высшего образования

Коллектив учёных Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого провел исследование зависимости активного использования смартфонов студентами во время образовательного процесса и их академических достижений. Результаты научных изысканий были опубликованы в «SpringerLink».


Один из авторов исследования – кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ Татьяна Баранова утверждает, что в последние время во время лекционных и практических занятий студенты стали достаточно часто отвлекаться на мобильный телефон, в связи с чем, возник замысел изучить данный факт и выявить его влияние на результаты обучения и качество образовательного процесса.

«Понятие фаббинг было обозначено в 2012 году в Австралии в ходе рекламной кампании одного из агентств. Это привычка постоянно переключать свое внимание на гаджет во время социального межличностного взаимодействия. Во-первых, это определенная зависимость, а во-вторых – нарушение этических норм, – объяснила Татьяна Баранова. – Следует отметить, что наша современная жизнь невозможна без стрессов и для сохранения ментального здоровья необходимо включать режим «поисковой активности». Фабберы пытаются совладать со стрессом, используя смартфон для ухода в себя, то есть, к сожалению, дальше смартфона уйти не получается. Таким образом, фабберы оказываются в состоянии дистресса, а это является серьезной опасностью для психического здоровья».

В исследовании приняли участие студенты 3 курса бакалавриата Политехнического университета в количестве 108 человек, 67 девушек и 41 юноша, обучающихся по направлениям юриспруденции, лингвистики, рекламы и связи с общественностью.

Для проведения комплексного анализа уровня фаббинга использовались как количественные, так и качественные данные. Для получения количественных данных уровня фаббинга среди студентов было проведено тестирование, основанное на шкале, включающей 15 пунктов с вариативностью ответов от 1 до 5.

В итоге 70% опрошенных оказались подвержены фаббингу (по 6 вопросам ответы превышают показатель 2.5).

В качестве показателей успеваемости использовались результаты промежуточной аттестации по дисциплинам профессионального цикла. Согласно полученным результатам, наблюдается отрицательная и значимая корреляция между уровнем фаббинга студентов и их академической успеваемостью.

Таким образом, негативное влияние фаббинга на успешность и эффективность обучения подтвердилось. Самый высокий уровень фаббинга, отмечают исследователи, был зафиксирован в пункте с формулировкой «Я избавляюсь от стресса, игнорируя других и обращаясь к своему телефону», что подтверждает предположение о том, что студенты склонны справляться со стрессовыми ситуациями, погружаясь в социальные сети или виртуальные игры.

Для получения качественных данных было проведено интервью с преподавателями в количестве 9 человек (2 мужчины и 7 женщин), которые обучали студентов, участвующих в исследовании.

    Интервью включало следующие три вопроса:
  • «Много ли времени студенты во время занятий проводят с телефонами»,
  • «Рассеянное внимание ли у студентов из-за постоянного обращения к телефонам»
  • «Мешает ли частое обращение к телефонам продуктивной работе студентов на занятиях».

В ходе беседы выяснилось, что 90% преподавателей не знакомы с термином «фаббинг» и большинство из них согласились с негативным эффектом от активного использования смартфонов студентами во время занятий.

«В наш информационный век все-таки смартфон «темная сторона» цифрового мира. Существуют определённые риски получить пагубную зависимость от телефона. В данном случае значимую роль играет наше психические состояние и душевное благополучие. Если у человека все в порядке и ничего не беспокоит, то его зависимости легко уходят. А фаббинг - одна из возможностей абстрагироваться от реального мира, и наше исследование это подтвердило – студенты чаще всего обращаются к смартфону в период стресса, чтобы вернуть себе комфортное состояние. Это такая же пагубная привычка, как курение, алкоголь, интернет-зависимость, игромания и другие», - заметила Татьяна Баранова.

Подвержены фаббингу, по оценке специалистов СПбПУ, больше женщины – они чаще увлекаются социальными сетями. Мужчины же преимущественно предпочитают игры на мобильном устройстве.

Фаббинг, по словам ученых, угрожает не только успеваемости, но и нарушению межличностного взаимодействия. Пренебрежение собеседника может вылиться в кризис в семейных, дружеских и рабочих отношениях. Самый эффективный способ борьбы с фаббингом, как говорят ученые, самоконтроль. А вот запрет на использование мобильных телефонов на занятиях, скорее всего не поможет, а возможно, и принесет вред.

Ученые полагают, что фаббинг должен быть глубоко изучен и их исследование не завершено. На сегодняшний день тест прошли только студенты гуманитарных наук. Для объективной оценки, считает Татьяна Баранова, необходимо провести тестирование среди студентов других направлений – уже тогда можно будет сделать общий анализ и соответствующие выводы.


ГлавCправ

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011