07.03.2021
Обучение в российских колледжах в ближайшие годы может кардинально измениться. Об этом в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко.
Остановимся на основных моментах. Как показал прием в колледжи в 2020 году, более 60% выпускников 9-х, 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ выбрали обучение в российских колледжах. В этом году ожидается увеличение поступающих в колледжи еще на 50 тысяч. При этом, проходные баллы в прошлом году заметно увеличились по сравнению с предыдущим набором.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации на базе СПО также заметно была востребована у специалистов, которые уже работают по выбранной специальности.
Ситуация на рынке труда, появление нового оборудования, потребности экономики диктуют необходимость внесение изменений в подготовку специалистов среднего звена, синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов.
Глобальная работа ведется в рамках национального проекта "Образование" - в регионах проводятся чемпионаты профмастерства "Молодые профессионалы - WorldSkills Russia". Это площадка для профориентации: тысячи школьников идут туда, чтобы посмотреть, чему они могут научиться. Оборудование многих колледжей уже опережает то, что есть на рынке и на предприятиях.
Сегодня в колледжах дается образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность. Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами все-таки остается более доступным для выпускников школ.
1. Как сообщил первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко, в 2021 году в колледжах, техникумах и училищах Министерство просвещения и Рособрнадзор впервые проведут Всероссийские проверочные работы. Участниками станут студенты первых курсов, поступившие после 9-х классов школы, и студенты, которые завершили обучение по общеобразовательным предметам в колледже. Это позволит оценить качество общего образования в системе СПО, скорректировать учебную программу.
2. Обновится перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше. При этом ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие будут переведены на уровень профобучения, то есть на "короткие" программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента.
"Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, - совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и "широким" - оставим один документ для целой группы профессий. Это позволит быстро реагировать на требования экономики и оперативнее корректировать образовательные программы. Например, действующие три профессии - "Мастер общестроительных работ", "Арматурщик" и "Слесарь по строительно-монтажным работам" укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций," - пояснил зам. министра.
3. По некоторым программам сроки обучения сократятся. "Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения," - пояснил Д.Глушко.
4. Будут создаваться малые инновационные предприятия на базе колледжей, когда студенты смогут совмещать обучение в колледже с параллельной работой на предприятии, чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.
5. В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки - демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились. Выполняют задания, которые "пришли" из реальной жизни, от работодателей.
За 4 года демонстрационный экзамен сдали порядка 150 тысяч студентов и выпускников. Я знаю десятки случаев, когда прямо после экзамена работодатели заключали с ребятами контракты на работу. Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО. Исключения могут быть в медицинских специальностях и специальностях культуры, а также в подготовке экипажей судов и авиационного персонала.
6. Выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. С ним портфолио молодого профессионала попадает в базу данных, доступ к которой имеют ведущие предприятия. Сейчас мы ведем работу по закреплению правового статуса цифрового Паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО.
7. Топ профессий у работодателей: фармация (81,26%), образование и педагогические науки (76,42%), сестринское дело (73,77%).
Среднее профобразование - это живая система, в рамках нацпроекта "Образование" в колледжах и техникумах за два года уже создано 1574 мастерских, оснащенных по последнему слову промышленности. Среди приоритетных направлений - строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. К 2024 году в регионах появится 5000 таких мастерских. Это очень дорогостоящий проект, на него предусмотрено финансирование из федерального бюджета в 24,79 млрд рублей.
Полная версия интервью на сайте "Российской газеты".
ГлавСправ 2021