16.01.2019
С участием системы среднего профессионального образования в экспорте образовательных программ, сложившейся системе приема на обучение иностранных граждан в Санкт–Петербургском техническом колледже управления и коммерции, международном сотрудничестве колледжа с образовательными организациями других стран, международных проектах, а также имеющихся проблемных вопросах в сфере экспорта российского образования и предложил возможные варианты их решения рассказывает председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор Санкт-Петербургского Технического колледжа управления и коммерции. Виктор Павлович Смирнов.
Повышенное внимание к вопросам экспорта российского образования обусловлено не только коммерческими и геополитическими интересами, но и детерменировано процессами глобализации экономики. Мобильность кадров, интернационализация профессионального образования, общемировые, международные требования к уровню компетентности рабочих, служащих и специалистов предопределяют интеграцию образовательных систем.
К сожалению, вопросы экспорта образования рассматриваются преимущественно к учреждениям высшего образования. Хотя динамика и темпы развития системы среднего профессионального образования в России позволяют признать ее самой развивающейся, быстро реагирующей на изменения системой.
Среднее профессиональное образование активно интегрируется в мировую образовательную систему. Нельзя сказать, что процесс идет гладко, без проблем. Это противоречит сложившейся практике.
Одним из основных направлений экспорта российского образования в системе СПО является обучение иностранных граждан по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
«Товарный знак» российского профессионального образования, по-прежнему, хорошо узнаваем и имеет спрос, прежде всего, в странах на постсоветском пространстве. Так, в нашем колледже обучается 81 иностранный гражданин из республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. государств, образовавшихся на месте республик бывшего СССР, а также один человек из Вьетнама.
24 студента обучаются по техническим специальностям области информационных технологий, 57 студентов – по специальностям гуманитарного и социально – экономического профиля. В своем выборе специальности или профессии абитуриенты – иностранные граждане отдают предпочтение гуманитарному и социально – экономическому направлениям подготовки, что обусловлено недостаточно высоким уровнем физико-математической подготовки, отсутствием гарантий трудоустройства на высокотехнологичные предприятия в своих странах и пр.
Обучение иностранных студентов, безусловно, является важным, перспективным направлением деятельности профессиональной образовательной организации. Таким образом, колледж развивает собственную образовательную систему, способствует профессиональному росту преподавателей и сотрудников, обеспечивает финансовую стабильность и экономическую выгоду.
Однако, есть целый спектр проблем, которые сдерживают активное развитие данного направления. Прежде всего, это несовершенство российской нормативно–правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории РФ, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории России. Так, Соглашения о сотрудничестве в области профессионального образования заключены только с несколькими странами бывшего СССР, что дает право их гражданам обучаться за счет бюджетных средств, получать стипендиальное обеспечение.
Кроме того, отсутствует государственная система квотирования бюджетных мест в системе СПО для поступающих иностранцев, что также является сдерживающим механизмом в развитии экспорта образования в СПО.
Иностранные студенты из стран, международные соглашения с которыми не подписаны, обучаются исключительно за счет собственных средств, оплачивают найм жилья, вынуждены подрабатывать. Кроме того, наличие пробелов и несовершенство юридических механизмов в области миграционного регулирования, приводит к тому, что для сопровождения иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения, в колледжах должен быть дополнительный штат работников, работающих с иностранными гражданами (регистрация, визы).
Необходимость ежегодного оформления ходатайств о продлении срока временного пребывания в России с приложением пакета документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, договор об обучении и пр.) существенно осложняет процесс обучения иностранцев.
В связи с этим иностранные граждане вынуждены отдавать предпочтение заочной форме обучения, минимизируя миграционные сложности. Важной проблемой для обучающихся иностранцев является жилищная проблема. В большинстве ПОО либо отсутствуют вакантные, зарезервированные для иностранцев места в общежитиях, либо условия в общежитиях оставляют желать лучшего.
Нужно отметить, что первые шаги в данном направлении уже сделаны в рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017-2025 гг.).
Вторым направлением экспорта российского образования является международное сотрудничество с однопрофильными образовательными организациями, образовательными ассоциациями.
Аналогичное соглашение находится на подписании с «Минским радиотехническим колледжем» филиалом УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».
Участие в международных образовательных проектах
В рамках реализации проектов преподавательским сообществом разных стран осуществляется обсуждение общих проблемных вопросов, принимаются единообразные решения, обсуждаются лучшие практики, что безусловно способствует выработки единых подходов в профессиональном образовании и развитию экспорта образовательных программ, образовательных услуг.
Ускоренное решение проблем экспорта российского образования обеспечит успешную адаптацию иностранцев, что будет способствовать высокой результативности профессиональной подготовки, формированию доброжелательного отношения к России, российским профессиональным образовательным организациям после возвращения иностранных студентов в свою страну.
ГлавСправ 2019