07.10.2015
В рамках цикла мероприятий, приуроченных к старту олимпиады «Россия в электронном мире», Президентская библиотека провела открытый урок права в режиме онлайн. Рассмотрение актуальных вопросов гражданского права оставило место не только для познания, но и для самостоятельного полёта мысли старшеклассников и сотрудничества учителя и обучающихся при обсуждении темы института гражданства в Российской Федерации.
«Вопрос очень актуален, ведь именно в этом возрасте наши учащиеся получают паспорта, становятся полноправными гражданами Российской Федерации, – подчеркнула ведущая урок лауреат городского конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года – 2014» преподаватель истории и обществознания гимназии № 157 Санкт-Петербурга имени принцессы Е. М. Ольденбургской Анна Щукина. – Как историк я чрезвычайно ценю возможность поговорить о важном именно в Президентской библиотеке, где прежде располагался Синод – один из столпов российской государственности».
Для начала Анна Борисовна попросила своих учеников дать определение понятию «гражданство», и десятиклассники тут же предложили свои варианты. Наиболее полным из них был: «Устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Осознав разницу между содержанием «гражданства» и «подданства», отменённого в 1905 году, аудитория по просьбе учителя призадумалась над определением признаков государства.
Особенно эмоциональным получился раздел урока, связанный со способами получения гражданства («по принципу крови» и «по принципу почвы»), а также с вариантами лишения гражданства и восстановления в правах в разные исторические периоды развития государства. Пример возникающих в связи с этим коллизий – лишение гражданства во времена СССР режиссёра Юрия Любимова и последующее восстановление его в правах как гражданина России. Учительница также раскрыла основание, по которому гражданином Российской Федерации стал французский актёр Жерар Депардье, – «За особые заслуги перед Российской Федерацией». Они позволяют получить наш паспорт гражданину любой другой страны, внесшему весомый вклад в развитие межкультурных коммуникаций.
В столь же содержательном обмене мнениями учащиеся разобрали тему двойного гражданства и двух гражданств – урок динамично развивался в интерактивном режиме, который приглашал к совместной познавательной деятельности не только аудиторию Президентской библиотеки, но и старшеклассников из Москвы и Подмосковья, Пензы, Томска, участвующих в происходящем через систему видео-конференц-связи.
Мероприятие состоялось в мультимедийном зале Президентской библиотеки, который оснащён современным техническим оборудованием, в том числе и для организации прямых трансляций мероприятий в сети Интернет, благодаря чему этот нерядовой урок смогли посмотреть все желающие на портале Президентской библиотеки.
Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки