Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

06.12.2010

Интеллектуальные олимпиады: смелее, лучше, умнее!

В любой школе есть одаренные ребята, которые превосходят остальных учеников по интеллектуальному развитию. Однако в жестких рамках школьной программы умам юных «эйнштейнов» и «декартов» не всегда удается разгуляться. Где они смогут проявить свои способности?

Специально для одаренных детей созданы олимпиады. Существует два основных вида олимпиад: Всероссийская и предметные (вузовские). В чем разница, и в какой из них лучше участвовать — разбираемся в этой статье.

Советское наследие

Олимпиадное движение в России имеет многолетнюю историю.

Предметные олимпиады школьников появились еще в Советском союзе. Первая математическая олимпиада была организована в Ленинграде в 1934 году и проводится до сих пор. В 1938 году первые олимпиады по химии и физике состоялись в Москве и Ленинграде.

Олимпиады вузов проводились ежегодно и быстро завоевали популярность. Вторая мировая война приостановила их движение, однако сразу после войны они были возобновлены и проводились в крупных городах при сильных университетах.

А вот Всероссийская предметная олимпиада школьников в своем современном виде возникла сразу после распада СССР — в 1991 году.

Изменения в 2011 году

С каждым годом правила проведения олимпиад ужесточаются. Таким способом Российский союз ректоров (РСР) намерен бороться с потребительским отношением к этим испытаниям: считается, что олимпиада должна быть средством выявления талантливых детей, а не альтернативным способом поступления в вузы в обход ЕГЭ.

Число предметных олимпиад ежегодно сокращается. РСР по строгим критериям проверяет и отбирает олимпиады из всех заявленных (а это более 600-700 заявок каждый раз). Так, если в 2009 году проводилось 120 олимпиад, в 2010 году — 87, то в 2011 году их число сократилось уже до 77.

Второе важное изменение 2011 года: уровни предметных олимпиад будут озвучиваться лишь после того, как будут известны все результаты. Такой ход должен стимулировать школьников участвовать в как можно большем количестве олимпиад.

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Студенты, поступившие в вузы России благодаря льготам за олимпиады, учатся лучше остальных, что является доказательством эффективности института олимпиад. В Москве установлено, что 47,2% учатся на «хорошо» и «отлично», тогда как по остальным студентам этот показатель 40,2%».

Качество и количество

Давайте говорить начистоту. Что бы ни говорили ректоры и какие бы ни вводили изменения, факт остается фактом: большинство школьников участвует в олимпиадах для того, чтобы получить льготы при поступлении и обойти нелюбимый многими ЕГЭ. При этом, без сомнения, немало и таких ребят, которые принимают в них участие бескорыстно, для удовольствия или по другим причинам.

Но обратимся к тем, кто гонится за «выгодой» от участия в олимпиадах. В какой из них лучше всего принимать участие, Всероссийской или предметной?

Нужно знать, что число олимпиад, в которых могут участвовать школьники, не ограничено. Главное — чтобы на все хватило терпения, сил и знаний. Очень многие именно так и поступают.

Однако учтите, что Всероссийская олимпиада — более надежна: получив диплом определенного уровня, вы точно знаете, что он вам дает, и эти льготы в случае победы становятся незыблемыми. Но при этом занять призовое место во Всероссийской олимпиаде значительно сложнее. Победителей в ней выходит немного — всего несколько десятков человек на всю Россию.

В этом плане многочисленные вузовские олимпиады становятся хорошей альтернативой. Но при выборе предметных олимпиад с этого года абитуриентов поджидает подвох: по новым правилам уровень состязаний (а значит, и предоставляемая льгота) будет озвучиваться уже после их проведения. Таким образом, велика вероятность остаться без бонусов при поступлении. Выход один — постараться принять участие в как можно большем количестве интеллектуальных испытаний.

Кто больше?

Разница между олимпиадами проявляется даже на первом этапе знакомства с ними. Прежде всего, это диапазон общеобразовательных предметов, по которым проводятся соревнования.

    Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету:
  • Математика
  • Русский язык
  • Литература
  • История
  • Информатика
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Обществознание
  • Иностранные языки (английский, французский, немецкий)
  • Экономика
  • Музыка
  • ОБЖ
  • Физическая культура
  • Избирательное право
  • Астрономия
  • Экология
  • Предпринимательская деятельность
  • Технология
  • Политехническая олимпиада

При выборе олимпиады главное — заранее выяснить, какой предмет является профильным на той специальности, куда вы собираетесь поступить.

С предметными олимпиадами школьников все гораздо сложнее. Помимо испытаний по перечисленным общеобразовательным предметам, существуют и более узкоспециальные: например: гуманитарные и социальные науки, нанотехнологии, экономика и управление, хоровое дирижирование и др.

Здесь, помимо определения своего профиля, необходимо тщательно отслеживать все олимпиады, чтобы не пропустить нужные предметы.

Андрей Фурсенко, министр образования РФ:
«Нужно сократить число вузов, где школьники смогут воспользоваться результатами олимпиад, до одного. С одной стороны, мы за максимальную свободу, с другой — это будет разумно. К моменту поступления человек должен быть уже достаточно взрослым для того, чтобы определиться, куда он хочет попасть более всего. Нужно сделать так, чтобы все олимпиады были доступны, добиться того, чтобы олимпиадное движение дошло до каждого уголка и каждого региона России».

Успеть все

Если говорить о привязке ко времени проведения и удобстве участия, то у каждой олимпиады есть свои плюсы и минусы.

Всероссийская олимпиада неспешно проходит в течение всего учебного года и состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Первые три проводятся в пределах региона, а значит, никакие материальные, временные и другие препятствия не встают на пути у потенциальных гениев. Но вот заключительные этапы проводятся в разных городах по всей территории России. Расходы на дорогу, питание и проживание берет на себя сам участник, однако, как правило, местные власти выделяют эти деньги для одаренного ребенка.

Предметные олимпиады школьников проводятся в два этапа в восьми федеральных округах Российской Федерации. Это вызывает определенные трудности для тех школьников, которые хотят принять участие сразу в нескольких испытаниях. Нередко возникают проблемы с состыковкой дат их проведения, неизбежно возникают финансовые вопросы.

Статус победителей

Победители и призеры Всероссийской и предметной олимпиад имеют практически одинаковые льготы, которые зависят от уровня испытаний, статуса победителя, внутреннего устава вузы и др.

    Льготы для победителей и призеров делятся на несколько уровней:
  • Вы будете приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
  • Вы будете приравнены к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
  • Вы будете зачислены в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.

При этом учебное заведение самостоятельно решает, на какой именно факультет или специальность принять абитуриента-олимпиадника. До 1 февраля учебные заведения публикуют правила приема, где точно указано, на каких основаниях они будут принимать победителей и призеров олимпиад.

На первый взгляд, льготы, которые олимпиады различного статуса предоставляют своим победителям, похожи. Но между ними есть существенные различия: результаты Всероссийской олимпиады являются бессрочными, а вот диплом победителя или призера предметной олимпиады действителен лишь в течение года.

Победа во Всероссийской олимпиаде автоматически дает в аттестате по оценку «отлично» профильному предмету. А вот что касается предметной олимпиады — то здесь отметка выставляется уже на усмотрение школы.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады также составляют национальные сборные, которые защищают честь страны уже на международном уровне. У лауреатов других олимпиад такой возможности нет.

Николай Кропачев, ректор СПбГУ:
Олимпиады еще на этапе школьного образования позволяют выявить талантливых, заинтересованных, погруженных в науку, а значит — будущих мотивированных студентов. Претензии и вопросы возникают не к самой идее, а к способам ее реализации. В любом случае олимпиады — это не альтернатива Единому экзамену, а дополнение. Пока не будет доказано, что степень объективности у олимпиад не меньше, чем у ЕГЭ, ставить на один уровень эти инструментарии оценки знаний абитуриентов нельзя.

Итог

Главный вывод, который можно сделать — в олимпиадах участвовать нужно. И пробовать себя желательно не в одном, а во многих испытаниях.

Во-первых, увеличивается вероятность победы и, соответственно, вы получите льготы при поступлении.

Во-вторых, это полезно: даже если заветный диплом победителя достанется другому участнику, знания, полученные при подготовке и на самой олимпиаде, всегда вам пригодятся.

И, в-третьих, это очень интересно и увлекательно.

Так что, учитесь, интересуйтесь, готовьтесь — и не бойтесь проверять свои знания в состязаниях с сильными соперниками.

Пусть победит сильнейший!


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011