Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

22.06.2010

На финиш — в полной готовности!

Сданы все экзамены, и скоро выпускники Петербурга выйдут на «финишную прямую» долгожданного поступления в вуз. Насколько успешным оно станет, зависит в первую очередь от того, как будущие студенты готовились на протяжении учебного года. Подготовительные курсы, экскурсии, профориентационные встречи... Каждый мог выбрать удобный вид довузовской подготовки. О том, как велась работа с абитуриентами в Российском гидрометеорологическом университете нам рассказал начальник Управления дополнительного образования, приема и трудоустройства студентов Владимир Иванов.

Владимир Иванов

Корр: Владимир Борисович, расскажите подробнее, чем занимается приемная комиссия РГГМУ в течение учебного года?

Владимир Иванов: Отмечу, что в РГГМУ приемом студентов занимается отдельное подразделение: Управление дополнительного образования, приема и трудоустройства студентов. И на нас лежит работа не только в летние месяцы, когда проходит приемная кампания. Мы выполняем две основные функции: дополнительное образование, а также организация и проведение всей приемной кампании в течение всего года. Это профориентация, подготовительные курсы, а затем уже — прием документов, зачисление и организация первого учебного дня. Именно мы встречаем наших абитуриентов и посвящаем их в студенты. На этом одна приемная кампания с первокурсниками заканчивается и сразу же открывается другая — уже с новыми абитуриентами.

Корр: Существуют какие-то специальные программы для тех, кто в выпускном классе еще не определился с поступлением?

Иванов: Да, мы работаем со школьниками в течение всего года, порой захватываем даже 9-10 классы. Ребята проходят тестирование с помощью специальной диагностической программы «Профориентатор». Около двух часов уходит на то, чтобы получить распечатку определенных показателей, по которым можно сделать прогнозы по поводу будущего призвания школьника. У нас порядка 200 слушателей курсов обязательно проходят эту программу и консультируются у специалистов по тому, как интерпретировать результаты теста.

Корр: Провокационный вопрос: а если человек не отвечает ни одному профориентационному тесту, вы берете его?

Иванов: Ну а как же? Я ни в коем случае не допускаю, что если в тесте указан, допустим географ, то он обязательно должен идти на географический факультет. Это не так. Профориентация — это, так скажем, отражение интересов ребенка. Как он воспользуется полученными результатами — его личное дело. Здорово, если после курсов профориентации он поступает к нам.

Корр: Хорошо, если ребенок как можно раньше осознает свое призвание. Но получается, что в Гидромет не берут случайных людей?

Иванов: Большей частью случайные люди к нам уже не приходят. Но не надо считать, что мы берем на подготовительные курсы или на Малый факультет только тех, кто поступает именно в наш университет. Это не так. Бывает, ребята сначала выбирают вуз, а потом идут на подготовительные курсы.

Но есть те, кто выбирает просто хорошую подготовку, например, по физике, математике или другим предметам на базе нашего вуза, потому что живут рядом. Им удобно заниматься здесь, чтобы потом поступить, допустим, в Университет имени Бонч-Бруевича.

На Малом факультете РГГМУ по определенной программе слушатели получают знания по 7 предметам, входящим в перечень наших вступительных испытаний: физика, математика, информатика, гуманитарные предметы, география... Дополнительно они получают сведения обо всех существующих в вузе специальностях. Это расширяет кругозор ребенка, и в дальнейшем способствует тому, что он грамотно выберет ту профессию, которой хотел бы заниматься. Таким образом, выбор значительно расширяется, потому что он получил объективную информацию из уст преподавателей вуза.

Корр: Так ли обязательна профориентация? Не лучше, если школа будет как-то направлять своего выпускника, чтобы он не метался во втором полугодии 11 класса?

Иванов: Я не согласен с тем, что школа должна давать профориентацию. Когда преподаватель указывает, куда поступать ученику, не сомневаюсь, что ребенок попадает под влияние учителя. Ему, таким образом, навязывается определенная специальность, определенное направление деятельности. Школа должна лишь предоставлять информацию о широком круге специальностей в вузах, условиях поступления в них и т.д. Также я приветствую, когда устраиваются объединенные собрания: приглашают представители вузов, родителей и учеников 11-х, 10-х и даже 8-9 классов. В зависимости от возраста школьников, они получают информацию, которая интересует их на данный момент. Потому, если такие мероприятия будут проводиться повсеместно, это будет только на пользу.

Ведь часто трудности обучения в вузе являются следствием неподготовленности ребенка, только что закончившего школу. Там он привык к одному учительскому коллективу, который на протяжении многих лет воспитывают ребенка в традициях своего учебного заведения. Но высшая школа — это совсем иное явление. Выйдя из привычного окружения, студент испытывает эмоциональное, психологическое воздействие и не справляется с ним. Эти трудности не единичны и особенно часто возникают на первом курсе.

А вот среди слушателей курсов таких срывов практически нет, потому что они уже учатся под присмотром преподавателей вуза имеют представление об атмосфере, царящей в университете. Те, кто 2-3 года проучились на Малом факультете, уже практически стали студентами. Даже занятия у них не по школьному расписанию, 45 минут, а полтора часа, как в вузе. Да и сами преподаватели рады, когда к ним попадают на занятия студенты с подготовительных курсов. Они говорят: у меня совсем другая группа. Потому что появляется некое ядро, на которое преподаватель может опереться, получить обратную связь.

Корр: Повлиял ли ЕГЭ на востребованность подготовительных курсов? Фактически, школьник может сдать единый экзамен и только после этого определиться, куда идти поступать.

Иванов: Не буду утверждать, что всему виной ЕГЭ. Уменьшение интереса к курсам имеет много причин. И, прежде всего, это материальная сторона. Курсы требуют определенных денежных вложений. Допустим, у нас курсы на 8 месяцев стоят 15 000 рублей. С одной стороны, это вроде немного, по 2 тысячи в месяц. Но когда речь заходит об иногородних ребятах, возникает очень много вопросов: жилье, питание и т.д. Сейчас большинство наших учеников из Санкт-Петербурга и области.

Можно сказать, ЕГЭ упрощает поступление для приезжих абитуриентов. Но я категорически против явления, когда в школах натаскивают на этот экзамен. Учитель должен прививать навыки и умения решать задачи независимо от формы контроля. Неважно, как он называется: ЕГЭ или как-то иначе. Задача школы — дать ребенку фундаментальные знания и помочь ему приобрести навыки и умения, с помощью которых он сможет решать поставленные задачи. Тогда он справится с любой задачей независимо от формы экзамена. И тогда ЕГЭ, как схема поступления в высшее учебное заведения, полностью себя оправдает. Ребенок будет сдавать один экзамен, а потом уже выбирать, куда подавать документы.

Корр: Гидрометеорологический университет — один из тех вузов, которые используют систему олимпиад для приема абитуриентов. На ваш взгляд, как это оправдывает себя?

Иванов: Не просто оправдывает. Я считаю, что это альтернатива ЕГЭ. Олимпиада не просто позволяет раскрыть одаренность ребенка, его возможности к развитию по нескольким программам. Используя индивидуальный подход, можно из этого человека подготовить высокопрофессионального специалиста, который впоследствии будет заниматься наукой. Олимпийское движение как раз и призвано находить таких творческих личностей. Поэтому я за то, чтобы олимпиады были. Хорошо, что это понимают и в нашем правительстве. Олимпиады РГГМУ входят в список, утвержденный Минобрнауки. И мы гордимся тем, что даем возможность абитуриенту поступить в университет вне конкурса.

В прошлом году у нас было порядка 100 победителей, из них почти 50 человек поступили к нам. Это уже говорит о том, что олимпийское движение в нашем вузе имеет свои традиции.

Корр: Отличаются ли первокурсники, поступившие благодаря олимпиадам от тех, кто поступил на общих основаниях? Что вы можете сказать о своих первокурсниках в целом?

Иванов: В этом году, по заявке Совета ректоров, проводили исследование: как сдали первую сессию олимпийцы и обычные студенты. Надо сказать, что результаты и в целом по Санкт-Петербургу хорошие. Это показывает, что олимпийцы более адаптированы к условиям высшей школы, оценки у них выше средних. Есть, конечно, и те, кто вообще не сдал сессию. Это говорит только о том, что ребята расслабились. Эйфория, которая охватывает студентов в первые месяцы обучения, ни к чему хорошему не приводит.

Я уже 16 лет занимаюсь приемом студентов, часто общаюсь с преподавателями, которые ведут первые курсы. Мне всегда интересно: кто же поступил? И надо сказать, что в большинстве случаев слышу положительные отзывы о первокурсниках. По сравнению с девяностыми годами, студенты более дисциплинированные, опрятные... К сожалению, есть и не очень хорошие тенденции. Ухудшаются знания по фундаментальным предметам: физике, химии, математике. Чего нельзя сказать о гуманитарных направлениях. Допустим, оценки студентов гуманитарного факультета на порядок выше, чем на естественнонаучных направлениях.

Корр: В этом году Гидромет участвует в государственном эксперименте льготного образовательного кредита. Расскажите будущим абитуриентам, кто получит возможность учиться «в долг»?

Иванов: Да, мы вошли в число тех вузов, которые участвуют в программе, помогающей студентам получить образование в кредит. Это открывает возможность студенту учиться на платной основе по любой из наших специальностей. Возможность заключать образовательные кредиты, я думаю, выгодна и государству, и студенту. Потому что ставки там минимальные, около 5%. Хотя два года назад, когда мы также подавали заявки на участие, ставки были около 12-13%. У нас уже обучается несколько человек, которые пользовались этой услугой.

Но я бы не стал делать акцент на коммерческом обучении. У наших студентов есть хорошая возможность сначала поучаствовать в конкурсе на бюджетное место и только после этого думать о программе кредита.


Российский государственный гидрометеорологический университет

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011