03.05.2011
Российский совет олимпиад школьников на заседании 27 апреля выявил победителей и призеров, прошедших олимпиад. За пояснениями ГлавСправ обратился к ректору ИТМО, профессору Владимиру Николаевичу Васильеву, доктору технических наук, вице-президенту Российского союза ректоров, председателю Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, научному руководителю сети RUNNet, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, дважды лауреату премии Президента России, дважды лауреату премии Правительства Российской Федерации, члену-корреспонденту Российской академии образования.
«Очень важно, что определено соответствие между предметами, по которым проводилась олимпиада и теми общеобразовательными предметами, которые соответствуют профилю олимпиады и будут победителям зачтены.
Предположим, олимпиада проводилась по хоровому дирижированию, ясно, что это отвечает школьному предмету «искусство». Или, скажем, проводилась олимпиада по нанотехнологии. Нанотехнологии в школе нет, но в зависимости от того, что предполагалось, призеры олимпиады по нанотехнологии могут претендовать на высший балл по общеобразовательным предметам: биология, физика, математика или химия.
Есть олимпиады, которые проводились по конкретным предметам, например, математике. Естественно, им соответствует предмет «математика». Это соответствие крайне важно, оно во многом и определяет профильность. Многие вузы будут зачислять без конкурса победителей и призеров олимпиад (лауреатов). Большинство из них уже определены, 27 апреля был подготовлен проект, и думаю, в начале мая он будет подписан.
От уровня олимпиады зависит, в какие из престижных вузов страны смогут поступить лауреаты. Некоторые крупные столичные вузы принимают только победителей Всероссийской олимпиады или олимпиад, которым присвоен 1 уровень — прим. ред.
Уровни этих и других олимпиад уточняйте в пунктах проведения олимпиад или на официальном сайте Российского совета олимпиад школьников.
Корр: Каково ваше мнение о результатах олимпиад, успешно сдают ребята или не очень?
Васильев В.Н.: Все заключительные туры олимпиад уже все прошли до 1 мая. Победителей и призеров в этом году около 15-16 тысяч. Для сравнения, в прошлом году было 23 тысячи лауреатов.
Корр: Ребята хуже сдают, или условия стали жестче?
Васильев В.Н.: Вероятно, и то, и другое сыграло свою роль. Число участников олимпиад увеличилось в полтора раза по сравнению с прошлым. А число победителей и призеров, напротив, резко уменьшилось. Надо еще проанализировать, почему получился такой результат. Общее число участников в этом году — более 600 000 человек. Я имею в виду всех, кто участвовал в олимпиадах. Ведь олимпиады — это не только 11 класс, как думают многие. На самом деле это и 9, и 10, и 11 классы, некоторые захватывают даже 7 класс.
Корр: Не результат ли это того, что сокращены льготы лауреатам олимпиад (возможность использовать свое право только в один вуз и на одну специальность)?
Васильев В.Н.: Скорее всего, такое изменение не пропустят, хотя образовательное сообщество и настаивает на этом. Беда у нас другая: к началу мая мы выходим без основополагающего документа — «Порядок приема» еще не утвержден. Обычно утвержденный список лауреатов олимпиады выходит после всех документов по приему. А сейчас список уже есть, его на днях утвердят, а правил приема еще нет.
Корр: На заседании 27 мая объявлено, что вузы уже с 1 мая по 1 июня могут подавать заявки для конкурса на проведение олимпиад в 2011-2012 учебном году. Какие у вас виды на олимпиады в следующем году, собираетесь ли увеличить их количество в ИТМО?
Васильев В.Н.: В этом году мы принимали участие в четырех олимпиадах. Думаю, этого достаточно. Это очень большая работа, причем она, как вы догадываетесь, не оплачивается. Приходится дополнительно загружать специалистов для разработки заданий олимпиады, потом — оценивания результатов каждого этапа. Некоторые олимпиады проходят в два этапа: отборочный и финальный, а у нас интернет-олимпиады проходят в четыре этапа, представляете, сколько работы?
Корр: Вы полагаете, что скоро все олимпиады, по крайней мере, отборочные туры, станут проводить по Интернету?
Васильев В.Н.: Тенденция такая есть. Но просто перенести в Интернет задания в электронном виде недостаточно, нужно разрабатывать совсем другие. Требуется специальное программное обеспечение и система защиты, которая бы гарантировала, что за школьника не сидит и не делает олимпиадные задания кто-то другой. Если учитывать медицинские требования, то подростки за компьютером могут проводить гораздо меньше времени — 2 часа. Значит, заданий должно быть меньше, или они должны быть другого уровня. А поскольку в отборочных турах в Интернете может участвовать большее число ребят, чем в очных олимпиадах, которые связаны с переездом в другой город, количество этапов таких олимпиад автоматически увеличивается. Это дополнительные трудности для организаторов олимпиад.
Несомненно то, что заключительный этап олимпиад нужно оставить очным. И не потому, чтобы лучше контролировать, что ребята без помощи решают задания этого тура олимпиады. Дело в другом. Итоговый тур проводится обычно либо в Москве, либо в Петербурге, либо в крупных городах, научных центрах страны. И кроме самой олимпиады ребятам предлагается обширная культурно-образовательная программа. Очень важно, чтобы эти «звездочки» знали друг друга, хорошо общались, и уже сейчас начали сотрудничать.
В этом цель олимпиад — выявить наиболее одаренную и талантливую молодежь, интеллектуальную элиту страны, и дать ей наилучшее образование.
Справка:
Уровни олимпиад школьников
(утверждены приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 372).
Критерии отнесения олимпиад к соответствующим уровням | Уровень олимпиады школьников |
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 2500 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 15 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет | I уровень |
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 1000 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 7 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет | II уровень |
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 300 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 3 и более субъектов Российской Федерации на протяжении двух и более лет | III уровень |
ГлавCправ. 2011