16.02.2011
Новым государственным стандартам в области школьного образования посвящена вторая глава законопроекта «Об образовании», который сейчас находится в стадии утверждения. Но именно она и стала объектом самой жесткой критики со стороны образовательного сообщества. Эксперты — представители школьного и высшего образования — не согласны с основными положениями нового стандарта.
Впервые понятие «образовательный стандарт» появилось в законе «Об образовании» 1992 года, но работа над ними так и не была завершена. Попытки ускорить процесс предпринимались правительством в 2001 и 2004 гг., но безуспешно. В 2005 году возникла идея о стандартах второго поколения. Тендер на разработку проекта выиграла Российская академия образования (РАО), ставшая координатором и основным исполнителем проекта. Руководителем проекта был назначен Александр Кондаков, член-корреспондент РА и, гендиректор издательства «Просвещение».
Дискуссия по поводу образовательных стандартов развернулась в обществе после открытого обсуждения законопроекта «Об образовании» на Правительственном часе в Госдуме. Представлял проект министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко.
Виктор Садовничий, ректор МГУ: | «По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями,— это и математика, и химия, и русский язык». |
По замыслу авторов стандарта, Кезиной Л.П. и Кондакова А.М., в каждой из групп ученик может выбрать один или два предмета. Но в общей сложности таких обязательных предметов по выбору должно быть не более семи. Причем из них школьник сможет углубленно изучать всего три-четыре предмета (по выбору). Таким образом, число обязательных предметов в старшей школе сократится с 14 до 10, и школьники будут менее загружены.
Такое заявление вызвало мощный отклик со стороны собравшихся депутатов и педагогического сообщества. Московские учителя обратились к председателю правительства РФ Владимиру Путину с открытым письмом (около 12 тыс. подписей), в котором выразили протест против введения указанных четырех предметов в качестве обязательных.
В частности, о дисциплине «Россия в мире» было сказано, что он «может стать инструментом политизации школьного образования, став аналогом печально известных «Краткого курса истории ВКП(б)» и «Истории КПСС». По этим причинам при отсутствии программы и учебника такой курс нельзя утверждать даже в качестве факультативного, не говоря о его введении в стандарт образования», — добавляют протестующие. Педагогов активно поддержали деятели науки и культуры.
Препятствием на пути нового стандарта, по признанию самих учителей, является и недостаточная квалификация преподавателького состава школ. Непонятно, как за такой короткий срок подготовить учителей соотвествующего уровня, иначе все указания останутся только на бумане. Эксперты также опасаются неправильного толкования стандарта, в ущерб интересам ученика. «В реальности будет так: школа выберет 10 предметов, сформирует 2-3 профиля и ребенок подпишется на этот профиль, как на пакет услуг», — говорит учитель русского языка и литературы Сергей Волков.
Власти призвали министерство согласовать стандарты с экспертами и не спешить с их введением. В ответ ведомство официально объявило о том, что проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) доработан и теперь он включает в себя пять обязательных предметных областей.
Сергей Комков, председатель Всероссийского фонда образования: | «Новые образовательные стандарты полностью скопированы с документов, принятых в Америке в конце 60-х годов. Там точно также среди обязательных предметов были закреплены всего три дисциплины: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности и индивидуальный проект. Остальные предметы школьники выбирали по своему усмотрению. Американская система образования ни к чему хорошему не привела… Молодое поколение не способно на интеллектуальный труд и готово только потреблять. И теперь Россия начинает перенимать стандарты, от которых США отказывается». |
В остальных предметных областях: иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки — старшеклассник может выбрать один или два предмета на любом из уровней обучения.
По словам автора проекта А. Кондакова, новый образовательный стандарт может изменить формат и содержание главного выпускного экзамена и «головной боли» всех старшеклассников — ЕГЭ. По его словам, единый госэкзамен основывается на стандарте 2004 года. Теперь же главным принципом учебного процесса станет возможность выбирать, какие предметы и на каком уровне ученик 10 и 11 класса будет изучать в школе.
«Поскольку мы говорим о новых требованиях к результатам стандарта, то, естественно, формат проведения и содержание ЕГЭ должны быть изменены, но это произойдет после того, как стандарт будет утвержден», — отмечает Кондаков.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснил, что начало внедрения проекта в общеобразовательных школах России запланировано на сентябрь 2013 года, а полное его введение произойдет в 2020 году.
Проект нового Федерального государственного стандарта образования опубликован на сайте ГлавСправ.
ГлавCправ. 2011