26.02.2016
24 февраля состоялось заседание «круглого стола» в пресс-центре «Парламентской газеты», посвященное предстоящим изменениям в ЕГЭ 2016 года. В обсуждении приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Сергей Кравцов, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова, председатель Комитета по образованию Законодательного собрания Владимирской области Ольга Хохлова. Модератор круглого стола — заслуженный учитель Российской Федерации, главный редактор журнала «Вестник образования» России Юрий Глазков.
Русский язык делить на уровни не будут
В ближайшее время менять структуру единого госэкзамена смысла не имеет — система работает слаженно, заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Сергей Кравцов. В этом году минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы останутся прежними: 36 баллов по русскому языку и 27 -по математике. Экзамен по математике, по-прежнему, разделён на базовый и профильный уровни. «Что касается русского языка, делить предмет на уровни не планируется. Русский — это государственный язык, который требуется при поступлении во все вузы страны», — рассказал эксперт.
«Революций в процессе итоговой аттестации не предвидится. А вот эволюционные изменения происходят. Новшеством этого года стал отказ от тестовой части, в частности, в экзаменах по истории, географии, обществознанию», — отметил руководитель Рособрнадзора.
Совершенствуются и технологии проведения экзамена, к примеру, онлайн-наблюдения при сдаче ЕГЭ. Именно это обеспечивает открытость и объективность результатов экзамена. Подтверждают это и данные соцопросов. Как сообщает ВЦИОМ, 73 процента одиннадцатиклассников считают невозможным использование шпаргалок и мобильных телефонов на экзаменах. А среди нынешних первокурсников только десять процентов признались в том, что смогли воспользоваться на ЕГЭ дополнительными материалами. Остальные заявили, что никакими вспомогательными источниками на выпускных не пользовались.
В этом году определились и самые востребованные среди учащихся дисциплины. «До 1 февраля мы собирали заявления на сдачу ЕГЭ. Выяснилось, что в этом году особой популярностью пользуются естественно-научные предметы. Так, двадцать одна тысяча ребят собирается сдавать экзамен по физике, ещё восемнадцать тысяч — по биологии», — сказал гость редакции.
Школьники уже не боятся ЕГЭ
В нашем обществе ещё есть мифы о резком неприятии учащимися Единого госэкзамена, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. Однако объясняется это тем, что своё отношение к вступительным испытаниям через СМИ транслируют не школьники и даже не их родители, а люди, далёкие от образовательного процесса. «Школьникам сейчас понятна процедура сдачи ЕГЭ, они знают, как проходит экзамен, что можно брать с собой при сдаче предмета», — прокомментировала депутат. Не смущает выпускников и видеонаблюдение: уже через пять минут после начала экзамена школьники о камерах забывают и сосредотачиваются на экзамене. Зато во многом благодаря видеонаблюдению оценки, полученные по ЕГЭ, стали в разы объективнее результатов прежних выпускных экзаменов, считает депутат.
Этой точки зрения придерживаются и сами участники образовательного процесса. По данным опроса ВЦИОМ, 80 процентов учителей старших классов считают, что Единый госэкзамен отражает реальные знания учащихся, 62 процента одиннадцатиклассников полагают, что результаты ЕГЭ соответствуют действительности, а 72 процента преподавателей вузов констатируют, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ подтверждают свой уровень знаний.
«На самом деле, на вопрос, что сами ребята хотели бы изменить в ЕГЭ, они говорят о возможности сдачи базового уровня математики в конце 10-го класса. То есть, если для ребёнка математика не является профильным предметом при поступлении в вуз, он мог бы сдавать базовый уровень на год раньше, а одиннадцатый класс посвящать более глубокому изучению гуманитарных дисциплин. Полагаю, что эта инициатива достойна рассмотрения», — сказала Мануйлова.
Давно идут разговоры и о том, чтобы сделать физику и историю обязательными для сдачи предметами, хотя бы по окончании девятого класса. Сами ребята, по словам парламентария, не против, по крайней мере, историю они сдавать готовы. «История — это инструмент для воспитания гражданина. А физика даст важную основу для подготовки кадров для инженерных отраслей, это во многом системообразующая наука. Однако сейчас кадровая проблема в школах, особенно в отдалённых регионах, остра — учителей физики просто не хватает. Поэтому сегодня право выбора дополнительных экзаменов по окончании основной школы должно оставаться за ребятами», - считает Ирина Мануйлова.
Наше образование, по-прежнему, лучшее
Есть у школьников и ещё одна просьба: «приблизить к реальности» олимпиадные задачи. «Имеется в виду, что сегодня некоторые задания Всероссийских олимпиад — особенно по химии и физике — способен решить не каждый кандидат наук», — говорит заслуженный учитель Российской Федерации, главный редактор журнала «Вестник образования России» Юрий Глазков.
По его словам, в редакцию издания поступает множество писем с просьбой хоть немного «сократить пропасть» между заданиями на Всероссийских олимпиадах и ЕГЭ, хотя бы по естественно-научным дисциплинам. Однако это предложение общественности у экспертов понимания не находит. По словам Ирины Мануйловой, именно олимпиады помогают МГУ и другим сильнейшим вузам набирать студентов. Ведь конкурс в эти институты зачастую идёт не по результатам ЕГЭ. «Такая высокая планка, которую задают олимпиады, оправдана. Именно поэтому наше образование остаётся лучшим в мире, а не просто массовым», — говорит депутат.
Уже сегодня на любые вопросы по поводу госэкзамена готовы ответить в Рособрнадзоре. В ведомстве заработала «горячая линия» (8 (495) 984-89-19), звонить на которую можно в будние дни с десяти утра до шести вечера. Собственные «линии» появились и в каждом регионе. «В целом можно сказать, что к сдаче ЕГЭ-2016 мы полностью готовы», — резюмировал глава Рособрнадзора.
Источник: Пресс-центр «Парламентской газеты»
ГлавСправ 2016