10.11.2014
Рособрнадзор составил методические рекомендации по проведению и проверке итоговых сочинений, которые в качестве допуска к ЕГЭ будут писать нынешние одиннадцатиклассники и прочие добровольцы. Что интересно, для самих участников экзамена предназначен отдельный документ.
Как и на ЕГЭ, школьникам, пишущим сочинение, необходимо иметь при себе черную гелевую или капиллярную ручку (если вместо них несчастный придет на экзамен с обычной шариковой – инструкция гласит обводить каждую букву по 2-3 раза).
Пользоваться разрешено только орфографическим словарем, который школьникам выдадут перед экзаменом. Никаких литературных произведений, рецензий, шпаргалок и телефонов – на столе кроме бланков регистрации, черновиков, ручки и, может быть, небольшого перекуса правилами больше ничего не предполагается.
Перед началом экзамена все участники прослушают инструктаж, после чего будет дан старт: на продумывание идеи, подбор аргументов, черновой вариант сочинения и перенос сочиненного в чистовой бланк у школьников будет 235 минут. Причем при проверке черновики не учитываются: все, что ученик не успеет переписать в чистовик, останется неоцененным.
Результаты работ одиннадцатиклассники смогут узнать в школах, а выпускники прошлых лет – в местах регистрации. Кроме того, в некоторых регионах будет возможность узнать свою оценку и через интернет.
Если проверяющие обнаружат сочинения, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50%, работы аннулируют, выставив за них «незачет», и сообщат о факте списывания в органы управления образованием. Не зачтут и те работы, объем которых будет менее 250 слов.
По первому критерию – «Соответствие теме» – ставится «незачет» только в том случае, если сочинение не соответствует теме или отсутствует коммуникативный замысел, конкретная цель высказывания. Второй критерий, «Аргументация и привлечение литературного материала», будет невыполненным при условии, что школьник не применил литературный материал, существенно исказил содержание произведения или только упомянул его название в сочинении, не используя в качестве аргумента. Оба эти критерии являются обязательными: за «незачет» по одному, отрицательная оценка выставляется всему сочинению.
Критерии «Логика рассуждения и композиция» и «Качество письменной речи» могут считаться невыполненными, только если это мешает пониманию смысла сказанного. Во всех остальных случаях, указано в рекомендациях Рособрнадзора, по этим критериям выставляется «зачет».
Еще один «непростой» критерий – «Грамотность». «Незачет» комиссия может поставить в том случае, если орфографические, грамматические или пунктуационные ошибки затрудняют чтение и понимание текста. При этом приводится максимально допустимое количество ошибок – не более пяти на сто слов. То есть 12-13 штук на сочинение минимального объема.
Еще в начале осени Рособрнадзор опубликовал тематические направления, на основе которых будут разработаны конкретные темы – их сообщат участникам за 15 минут до начала экзамена. Ведомство обещает, что темы будут сформулированы достаточно широко, чтобы выпускник мог выбрать литературный материал для своих рассуждений. Примеры, которые приводит ведомство:
К темам на экзамене будет прилагаться инструкция, которую Рособрнадзор приводит в своих рекомендациях полностью:
«Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво».
Источник: журнал «Пять углов»
ГлавCправ. 2014