Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

06.05.2013

«ГлавСправ» стал экспертом

В редакцию портала «ГлавСправ» обратились коллеги-журналисты, готовящие материал о том, как петербургские вузы борются за своих студентов. «ГлавСправ» подготовил свой комментарий, сокращенный вариант которого вы можете прочитать в материале на сайте газеты «Петербургский дневник». Приводим также полный текст подготовленного комментария.


О выпускниках

До 2010 года количество выпускников петербургских школ ежегодно сокращалось примерно на 2000-3000 человек. В 2011 мы достигли дна демографической ямы, когда суммарный выпуск одиннадцатиклассников составил 20 383 человека, то есть уменьшился сразу на 8 с лишним тысяч человек. Следующий выпуск насчитал 24 633 человека. В 2013 ожидается уже 32 591 абитуриент-петербуржец.

Кризисные демографические показатели объясняются тем, что мы вступили в период, когда школы выпускают поколения, родившиеся в 90-х гг. прошлого века — время самой низкой рождаемости в современной истории страны. По прогнозам Минобрнауки, в наступающем учебном году в российских вузах будет учиться на 40% меньше студентов, чем, например, в 2009.

О способах борьбы за абитуриента

Еще несколько лет назад ректоры ведущих петербургских вузов говорили, что им не хватает местных абитуриентов, чтобы заполнить все бюджетные места в вузах. Контрольные цифры приема были больше, чем число выпускников питерских школ. Ситуацию спасала только прекрасная репутация петербургской высшей школы и введение ЕГЭ: абитуриенты из регионов получили больше возможностей для поступления.

В сложившихся условиях вузы оказались вынужденными бороться за своих абитуриентов: за способных, качественно подготовленных ребят, которые будут успешно учиться и тем самым подтверждать статус вуза, поддерживать престиж и уровень конкретной научной школы. (Хотя, безусловно, в Петербурге есть отдельные учебные заведения, факультеты и даже кафедры, где наблюдается обратная ситуация: за бюджетные места здесь борются сами абитуриенты).

Чтобы завоевать симпатии абитуриентов, вузы проводят широкие рекламные кампании, устраивают Дни открытых дверей, участвуют в образовательных выставках. Представители учебных заведений ездят в регионы — рассказывают о своих вузах, привлекают старшеклассников в культурно-просветительские проекты: конференции, чтения, программы. Затем в рамках этих проектов организуют приезд иногородних школьников в Петербург, знакомят их с возможностями вуза на месте.

    Что касается питерских абитуриентов, то борьба за них начинается еще со школьной скамьи.
  • Например, через подготовительные курсы. Разумеется, вузы никак не заявляют преимущества тех абитуриентов, кто учился у них на курсах, перед остальными. Но первые на это все равно резонно рассчитывают.
  • Следующий момент — это целенаправленная работа с профильными школами. Понятно, что выпускники какого-нибудь физико-математического лицея будут сориентированы на поступление в технические вузы. А гимназисты-гуманитарии заинтересуются совсем другими перспективами.
  • Крупные учебные заведения тесно сотрудничают с компаниями-работодателями, и это позволяет им привлекать абитуриентов обещаниями почти гарантированного трудоустройства в будущем.
  • Все большую популярность набирают программы «двух дипломов», которые реализуются в рамках международного партнерства учебных заведений. Если абитуриент поступает на такую программу, на выходе он сразу получает дипломы российского и международного образца. При этом на два образования тратится столько же времени, сколько на получение одного.
  • Отдельные вузы придумывают свои «фишки»: обеспечивают студентов необходимыми для обучения девайсами, которые дарят им по окончании вуза. Пара московских вузов, кстати, пошла дальше: они дарят первокурсникам планшеты просто по факту поступления.
  • На базе вузов проводятся профильные тематические олимпиады либо этапы общероссийских и региональных олимпиад. Через подобные мероприятия учебные заведения активно привлекают к себе внимание одаренных детей.

Это далеко не полный перечень того, что предпринимают вузы в борьбе за абитуриентов. И поскольку наш портал ежедневно аккумулирует внимание десятков тысяч школьников и абитуриентов, мы можем делать выводы на основании поступающих от них вопросов.

    Часто детям для того, чтобы сделать выбор в пользу того или иного вуза нужны:
  • понятный сайт УЗ, на котором не заблудишься сразу после второго клика;
  • хорошо отлаженная работа приемной комиссии, до которой всегда можно дозвониться;
  • наличие общежития, так как в 2012 году иногородних абитуриентов в Петербурге было уже более 66% — и всем им надо где-то жить;
  • внятная рекламная кампания: отдельные вузы могут проводить весьма консервативную линию по части рекламы, делая ставку, например, исключительно на классические бумажные справочники, выпускаемые в Петербурге. А целевая аудитория вуза, школьники и абитуриенты могут находиться в любом регионе, и пользоваться преимущественно интернет-медиа;
  • информация о жизни студентов: если их проекты и начинания представлены на сайте вуза, если они организуют сообщества в соцсетях, рассказывают о своих достижениях и веселой, насыщенной жизни, то абитуриент воспринимает это как признак популярности заведения;
  • наличие военной кафедры или учебно-военного центра (для юношей).

О приеме в 2013 году

В Петербурге завершились процессы реструктуризации вузов. СЗТУ вошел в состав Горного университета, ЛМЗ-ВТУЗ присоединился к Политеху, Медицинский университет им. Мечникова — к Медакадемии последипломного образования, ГУНиПТ слился с ИТМО, ФИНЭК объединился с ИНЖЭКОНом, а Макаровка — с ГУВКом.

В этих условиях сложно предположить, какими окажутся плановые цифры набора на 2013 год. Может быть, по объединенным вузам цифры будут получены путем простого арифметического сложения. Не исключено также, что набор будет скорректирован в какую-либо сторону. Картину по бюджетным местам могут изменить и негосударственные вузы. Не надо забывать, что в 2012 году два петербургских вуза стали победителями конкурсного отбора Минобрнауки РФ и смогли вести набор на бюджетные места: Гуманитарный университет профсоюзов — на 338 мест, Институт правоведения и предпринимательства — на 99 мест. Как точно будут развиваться события в эту кампанию, узнаем ближе к лету.


ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011