10.12.2010
ЕГЭ — важное событие в жизни будущего студента. И, как любое важное событие, оно требует тщательной подготовки. Репетиторы, подготовительные курсы, дополнительные занятия… Реклама предлагает школьникам огромный выбор частных услуг. Что делать, когда до приемной кампании остались считанные месяцы?
Проблеме выбора курсов был посвящен семинар на выставке «Образование и карьера» в Петербурге. Специалисты РЦОКОиИТ давали старшеклассникам советы по прохождению ЕГЭ, поведению на экзамене, и, конечно, убеждали внимательнее относиться к выбору подготовительных курсов.
Подробно об этом — в интервью Марии Яковлевой, заведующей сектором организационно-методического сопровождения Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий.
Корр: Мария Владимировна, на семинаре вы указали, что недовольны некоторыми аспектами освещения темы ЕГЭ в СМИ и рекламе. Какие главные промахи совершают авторы таких материалов?
Яковлева: Прежде всего — несоответствие фактам. Я часто встречаю рекламную продукцию, статьи, объявления, своего рода «завлекалочки», которые опираются на заведомо неверную информацию.
Например, продолжительность экзамена. В одном из журналов, представленных на выставке, мы прочитали, что продолжительность экзамена по иностранным языкам 170 минут. Хотя уже два года экзамен идет 160 минут. Наверное, авторам следует это учитывать.
Встречаются и другие ошибки, в основном, связанные с формулировками. Но бывает, что в справочниках и листовках в рекламных целях пишут совершенно немыслимые вещи, касающиеся технологии экзамена. И, конечно, нашей задачей на этом семинаре было предупредить родителей и учеников: некоторые организации, предоставляющие образовательные услуги по подготовке к ЕГЭ, на самом деле просто вытягивают их деньги.
Конечно, в Петербурге множество преподавателей всех уровней, которые в совершенстве знают свой предмет. Но этого недостаточно, ведь существует определенная специфика сдачи ЕГЭ. И отвечать за эту технологию могут только люди, непосредственно занимающиеся Единым экзаменом. Если же репетитор или организация берутся готовить абитуриента к ЕГЭ, он должен понимать, чем располагает. Т.е. честно сказать: «Я вас подготовлю только по курсу, например, математики. Но это не подготовка к ЕГЭ».
Если выпускник владеет знаниями в пределах школьного курса, он обязательно сдаст Единый экзамен. Вопрос только в количестве баллов. Но это уже связано со спецификой определенных заданий, некоторыми элементами отработки экзамена, доведения до автоматизма каких-то навыков. Не последнюю роль играет работа с бланком, т.е. сама технология тестирования.
Все эти моменты должны быть разложены абитуриенту по полочкам в процессе подготовки. Это может сделать и школа. Но, к сожалению, проблемой сегодняшнего дня стало то, что и родители, и дети, и даже сами учителя перестали полагаться только на образование в стенах школы.
Андрей Фурсенко, министр образования и культуры РФ: «В этом году во многих семьях увеличились расходы на репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Но, поскольку в данном случае репетитор не может проконтролировать конечный результат ЕГЭ, это нельзя считать «завуалированной взяткой». |
Это страшнейший перекос, потому что еще 20-25 лет назад все ребята просто оканчивали школу и поступали в вузы. А потом как снежный ком начали расти разные дополнительные услуги: честные, нечестные, официальные, неофициальные… Родители в панике стремятся помочь своему ребенку, подстраховать, готовы тратить дополнительные время и деньги.
Но когда они полагаются не на самые качественные курсы и преподавателей, потом остается только сидеть у разбитого корыта и удивляться: вроде бы усилия затрачены, а цель не достигнута.
Корр: Существует ли государственная структура, которая будет регулировать рынок образовательных услуг такого уровня?
Яковлева: К сожалению, у нас нет единой официальной структуры, которая бы сортировала и контролировала частные образовательные услуги. Получается, что ответственность лежит только на услугодателе и родителях, которые выбирают, куда отдать своего ребенка. Одни выбирают по цене: чем дороже, тем лучше или наоборот; кто-то — по территориальному признаку; кто-то предпочитает готовиться в вузе, хотя сегодня это вряд ли гарантированный путь.
Право предоставлять платные услуги по подготовке к ЕГЭ сейчас имеет любая организации, которая получила лицензию Комитета по образованию на право ведения образовательной деятельности. Это совершенно законный путь. Ну а дальше кто во что горазд …
Существуют государственный стандарт, школьная программа. И вот образовательное учреждение — школа — отвечает за соответствие образовательному стандарту тех знаний, которые они дают детям. Там все жестко. Но такого стандарта по платным услугам быть просто не может. Поэтому на платных курсах каждый разрабатывает свои методики. И естественно, на них влияет коммерческий фактор.
Корр: Если школьника или его родителей не устраивает качество курсов, на которые они записались, они смогут как-то защитить свои права? Например, опротестовать договор, вернуть деньги?
Яковлева: Во-первых, как можно опротестовать услуги частного репетитора? Никак.
К тому же, на любых курсах вы подписываете договор, в котором все прописано. Понимаете, никто же в договоре не будет обещать 100 баллов на ЕГЭ. Мы и на семинаре предупреждали: если реклама курсов дает вам гарантию на сдачу ЕГЭ «не ниже 70 баллов» — это невозможно, т.к. отчасти срабатывает элемент случайности.
Бывает, что ученик слабый, а вот где-то что-то сообразил, и повезло ему… А случается, что сильные дети почему-то пишут плохо. Иногда по объективным причинам, например, недомогание.
В таких случаях мы всегда советуем не рисковать, а просто вызвать врача и перенести ЕГЭ на резервный день. Зачем заранее обеспечивать себе заведомо низкий результат?
Корр: В таком случае, если нет гарантий, что тебя хорошо подготовят на курсах, вы можете дать рекомендации, как выбрать наиболее качественные?
Яковлева: Не так давно в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий как раз занялись разработкой рекомендаций по выбору курсов для подготовки к ЕГЭ.
Во-первых, конечно, это человеческий фактор. Обратите внимание, кто преподает на курсах. Если вам обещают, что занятия ведут члены предметных комиссий, надо попросить предъявить удостоверение, которое подтверждает, что человек прошел обучение. Такой документ выдается только в РЦОКОиИТ, и в нем должна быть синяя печать нашего центра.
Эксперты проходят обучение каждые 5 лет. Каждый год в содержании экзамена, в требованиях к проверке что-нибудь меняется. Поэтому эксперты обязательно проходят и ежегодные консультации, и переподготовку на 80-часовых курсах раз в 5 лет. И если свидетельство эксперта было выдано, допустим, в 2004 году, значит, он немножко «отстал».
Конечно же, учитывайте объем курса — количество академических часов. Поинтересуйтесь, какая программа предполагается, раздаточный материал, т.е. методический комплекс. Если вам предлагают заниматься по сборникам упражнений, которые продаются на каждом углу, то в чем тогда эксклюзивность этих курсов? Можно и самому купить эту книжечку, дома по ней заниматься…
Также узнайте, каким образом на курсах происходит контроль знаний. Это должен быть и текущий контроль, и итоговый? Ребенок должен иметь опыт работы с реальными бланками, знать основную технологию экзамена. И ему в полном объеме должен быть предоставлен анализ совершенных ошибок.
Антон Потявин, заместитель директора РЦОКОиИТ: «Нужно четко понимать, что по-хорошему готовить на курсах могут только те преподаватели, которые являются экспертами. Они проходят два курса: «Технология подготовки к ЕГЭ» и «Эксперт ЕГЭ» — и получают два свидетельства». |
Корр: Многие курсы прикрываются тем, что дают навыки заполнения бланков…
Яковлева: Ну и зачем тогда такие курсы, если эти навыки может дать любой учитель в школе? Я не верю, что есть школы, в которых не работают с бланками. С тех пор как ЕГЭ перешел в штатный режим, во всех школах дают навыки работы с бланком, зачем платить деньги за это? Или, пожалуйста, распечатай инструкция и бланки ЕГЭ из Интернета, и тренируйся.
Корр: Могут ли на курсах обучить каким-то «хитростям», нюансам, которые добавят баллы к ЕГЭ?
Яковлева: Нет, все что нужно — жестко соблюдать правила экзамена. Любая ошибка или помарка в бланке может привести к тому, что ты не получишь какой-то из баллов. Это требует от ученика особой внимательности. Поэтому мы и говорим, что нужно обязательно поработать с бланком до экзамена, просто изучить его, повертеть в руках… Чтобы на экзамене уже не терять на это время, и все было доведено до автоматизма.
Никаких «хитростей» в ЕГЭ быть не может. Все, что говорят о каких-то приемах —неправда, т.к. существует определенная технология тестирования: если в клеточку надо поставить крест, то только так. По большому счету, чтобы сдать ЕГЭ нужно просто знать этот предмет, школьной базы достаточно.
В части «C», самой сложной по всем предметам ЕГЭ, конечно, требуется более глубокая подготовка. Иногда школа по ряду объективных причин не может дать такую подготовку. И если ребенок хочет получить высокие баллы для поступления в вуз, нужны дополнительные усилия.
Но нельзя учить ребят, как в случае с курсами по русскому языку, что существует шаблон, в котором можно просто заполнить пропуски нужными словами. Это ерунда полная, и любой мало-мальски наблюдательный эксперт сразу вычислит такого «хитреца».
Да, есть определенные рекомендации, подходы к выполнению заданий, даже какие-то стандартные речевые обороты, которые можно использовать всегда. Но не более того. И, естественно, требуется грамотное понимание критериев: что от тебя требуется, в какой последовательности и т.д.
Корр: Вы упомянули, что существует большая вероятность получить низкую оценку из-за того, что ученик не туда поставил нужный знак, неправильно перечеркнул, потерялся дополнительный бланк, еще что-то… Как школьнику самостоятельно узнать про все эти нюансы?
Яковлева: Во-первых, мы призываем все школы оформить информационные стенды по подготовке к Единому экзамену для родителей и детей. На нашем сайте ege.spb.ru есть даже отдельная вкладка «оформление информационных стендов». Достаточно распечатать размещенные там тестовые файлы, чтобы оформить такой стенд. Это, в первую очередь, правила для участников экзамена, правила по заполнению бланков и краткая информация по сдаче экзамена. Это должно быть в каждом образовательном учреждении.
Корр: Ясно, что ЕГЭ — очень сложный инструмент, в котором любая неточность может исказить итоговый результат. Оправдывает ли настолько технически и психологически сложный экзамен свои основные задачи: единообразие и объективность?
Яковлева: Это очень серьезный вопрос. Действительно, ЕГЭ — это мощная и очень затратная технология. Но периодически мы проводим для себя опросы, и многие говорят: нам нравится сдавать ЕГЭ!
Любовь Глебова, глава Рособрнадзора: «Результат ЕГЭ, каким бы он ни был, низким или высоким, зависит и от способностей ребенка, и от условий, в которых существует образовательное учреждение. Поэтому абсолютные результаты ЕГЭ в аттестационных процедурах учителя должны использоваться крайне осторожно». |
Суета и нервотрепка, которые поднимаются перед экзаменом, не имеют серьезных оснований, потому что дети очень любят решать тесты, кроссворды, это свойство современного дискретного мышления. Поэтому ребенку проще поставить крестик в клеточку, чем написать развернутый текст. Особенно тому, у кого плохой почерк. И дети делают это с большим удовольствием, тем более, что в ЕГЭ присутствует элемент угадывания, исключения…
По большому счету, если ребенок более-менее решил части «A» и «B», он проходит минимальный порог практически по всем предметам. Можно вообще не писать часть «C», если стоит задача просто перевалить через минимальный порог. Закономерно, что минимальная планка выше у предметов по выбору, т.к. их пишут ученики, более мотивированные.
По поводу объективности. Я не могу отвечать за Кабардино-Балкарию, например, но то, что делают члены нашей предметной комиссии в Санкт-Петербурге — действительно очень серьезно. Более того, наш город — единственный, где не оплачивается труд экспертов. Это решение Комитета по образованию и мэрии города. Но к нам все равно приходят учителя, потому что их дети сдают этот экзамен. И они приходят и проверяют, чтобы их дети тоже поступили в вузы. Люди у нас замечательные работают, за столько лет уже сложился настоящий коллектив экспертов. Поэтому я уверена, что система ЕГЭ обеспечивает объективную оценку знаний.
Кроме того, конечно, была задача как-то исключить момент коррупции при поступлении. И еще одно важное достоинство Единого экзамена, что ребенок сдает его один раз и пользуется и при выпуске из школы, и при поступлении. С точки зрения времени, затраченного на обучение и подготовку, это очень разумно.
Корр: А эта кажущаяся простота частей «A» и «B», где нужно только проставить крестики, не выйдет ли боком?
Яковлева: Не забывайте, что для тех, кто умеет думать, существует часть «C». А то, что не все могут с ней справиться, так нужно искать первопричину, а не следствие. Школьники гораздо меньше читают, и это — не проблема ЕГЭ. Как школа дает социальный срез общества, отражает все его проблемы, точно так же нелепо пенять на ЕГЭ, если наши дети глупеют, стали хуже говорить и писать. И если в школе боятся результатов ЕГЭ, то это уже другие проблемы, не связанные собственно с технологией экзамена.
Виктор Панин, заместитель председателя Всероссийского общества прав потребителей образовательных услуг:
— Рынок образовательных услуг с введением ЕГЭ пережил очередной подъем. Объяснение простое: все новое вызывает у людей шок и неприятие, тем более, если они к нему не готовы. Курсы подготовки в вузы фактически превратились в курсы по подготовке к ЕГЭ. И с момента всеобщего перехода на новую систему поступления в вуз цены на обучение там выросли на 30-40%.
— А без подготовительных курсов сдать экзамены и поступить, что же, нереально?
— Нет, на мой взгляд, как раз вполне реально. С одной стороны, подготовку ведет школа, с другой стороны, сейчас достаточно открытых источников, по которым можно готовиться самостоятельно. Курсы по подготовке к ЕГЭ — это в большей степени профанация, когда зарабатывают на ажиотаже и страхе населения.
Другой вопрос, что в некоторых школах вместо того, чтобы готовить учеников к ЕГЭ, советуют им обратиться к репетиторам. И в этой части я бы поддержал высказывание главы Рособрнадзора о недопустимости участия педагогов в такой работе.
— Подготовительные курсы сегодня работают как при вузах, так и в центрах дополнительного образования. Отличается ли качество подготовки?
— Курсы при вузах все-таки дают более качественное образование. Если педагоги вуза будут работать плохо, это скажется как на репутации вуза, так и на знаниях первокурсников. Хотя бывают и исключения: квалифицированные педагоги могут работать и в центрах дополнительного образования.
Александр Ледяев, проректор Петербургского государственного университета путей сообщения:
— Сегодня существует огромный разрыв между знаниями выпускников 11-х классов и тем уровнем, который им предложат уже на 1 курсе вуза. Школа не в состоянии ликвидировать этот разрыв.
Подготовительные курсы в вузах повышают знания, качество которых заметно снизила школа. Они прививают любовь к физике и математике, без знаний по которым абитуриент не может поступить на инженерную специальность. Наконец, подготовительные курсы помогают выпускнику школы легче адаптироваться к вузу. Эти задачи не сможет выполнить даже самый сильный школьный учитель. Что касается обогащения вузов за счет абитуриентов, то оно мнимо. Часто вузы «дотягивают» абитуриентов до нужного уровня даже в ущерб своему финансовому состоянию.
Татьяна Сокольницкая, директор Института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена:
— В школах прочно поселилось репетиторство. Там сегодня нет учителя, который бы не занимался частной платной деятельностью со своими же учениками. Это означает, что школа не выполняет своих основных задач.
ГлавCправ. 2010