03.11.2010
Поступление в вузы предусматривает движение по нескольким траекториям: либо ЕГЭ, либо победа в олимпиадах, либо «льготный тариф». У каждого их этих путей есть свои специфические особенности. Своими мыслями по этой теме делится Василий Юрьевич Родионов, ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
«В горячую пору поступления приемные комиссии занимаются документами абитуриентов, приемом и зачислением. В остальное время главная работа — проведение олимпиад и, в меньшей степени, — подготовительные курсы.
В действующем Порядке приема в вузы написано, что олимпиады школьников могут проводиться в один или несколько туров, но многие организаторы в прошлом году проводили олимпиады только в один тур.
К примеру, в прошлом году олимпиада по математике и криптографии, которую проводит академия ФСБ, прошла в один тур. Задания там были сложные, а у криптографии еще и своя особая специфика. Количество победителей очень небольшое. Участвовало порядка 250 человек, из них лишь 9 человек стали победителями, получили дипломы разной степени. Среди них была одна девушка-девятиклассница, которая показала довольно хорошие результаты и была отмечена особо.
В соответствии с Порядком проведения олимпиад, их перечень должен быть утвержден не позже 1 ноября, а организовывать их можно уже с 1 сентября. Возникает вопрос: как «состыковать» эти даты?
По опыту прошлых лет, отборочные туры заканчивались в марте, а в апреле проводился заключительный тур. Теперь же существует твердое указание: завершить отборочный этап до 31 января, а все заключительные туры — до 31 марта. Неясно, как перестраиваться под эти рамки. Проведение олимпиад по новым правилам осуществляется второй год, и пока, к сожалению, сроки и способы организации еще не утряслись. Но, думаю, это нормально — так всегда бывает в переходный период.
В прошлых годах льготные категории поступающих «забирали» до половины бюджетных мест. В этом году «борьба» с льготниками идет по своеобразному пути.
Я слышал такое предложение: не снижать ценз баллов для поступления льготников, а поднимать их уровень подготовки. Когда такие граждане обращаются в университет, он предоставит им возможность беспоатно пройти подготовительные курсы. Таким образом, поднимается общий уровень подготовки, и когда льготники поступают в вуз — они поступают на общих основаниях.
Это, конечно, правильно. У льготников может быть и низкий уровень подготовки, но их все равно берут в вуз. Однако недостаточность знаний осложняет им дальнейшую учебу. При поступлении льготник «забирает» бюджетное место, а через полгода-год его отчисляют, потому что он не может справиться с учебной нагрузкой». А такое решение, по моему мнению, повышает социальную защищенность этих людей, не снижая при этом общей планки.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ГлавСправ. 2010