Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

01.10.2010

ЕГЭ: как это будет?

Единый государственный экзамен — важный и ответственный этап в жизни старшеклассника. Как и когда начать подготовку, чтобы сдать ЕГЭ успешно? Какие сложности возникают, и что поможет их решить? Подробно о порядке проведения ЕГЭ в Петербурге расскажет эксперт — Потявин Антон Владимирович, заместитель директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий.

Потявин Антон Владимирович

Корр: Антон Владимирович, расскажите немного о региональном центре. В чем его задача, в чем его суть, и как вы реально помогаете проведению ЕГЭ, его оценке.

Потявин: У регионального центра много задач. Одна из них — техническое обеспечение проведения ЕГЭ. Наша задача все это организовать, посадить детей, проверить их работы и выдать сертификаты с результатами сданных ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ начинается с сентября, с началом учебного года. Происходит сбор базы данных учащихся, сбор базы данных пунктов проведения экзамена, аудиторий, в которых потом будут сидеть дети, организаторов, экспертов. Вся эта огромная база данных собирается поэтапно с сентября по апрель. Мы высылаем запросы в район, и они дают нам ту информацию, которая требуется.

Что касается самого проведения ЕГЭ. В Питере 740 школ. Всего 18 районов, и в каждом есть координаторы и администраторы ЕГЭ — те люди, которые обеспечивают проведение ЕГЭ. Мы общаемся с этими людьми. Координаторы и администраторы определяют пункты (порядка 350 школ) проведения экзамена, конкретные дни и конкретные экзамены.


Проведение экзамена

Корр: Дети пришли, написали обязательные экзамены и те, что они выбрали, что происходит дальше?

Потявин: Бланки запаковываются в аудитории при детях. После этого координаторы или администраторы привозят их к нам в Центр оценки качества образования и информационных технологий. Бланки попадают на сканер, после чего переходят в электронную форму и попадают в компьютерную систему.

После того, как сканировали информацию, она перестала быть бланком, а стала информацией. Сами бланки, конечно, в Москву не уходят, только результаты распознавания.

ЕГЭ состоит из трех частей: А, B, C (с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом). Части А и В проверяются в Москве. Проверка происходит автоматизировано, для этого не нужно людей.

В Петербурге экспертами проверяется последняя часть с развернутым ответом: по русскому языку это сочинение, по математике — решение задачи. Часть С проверяется минимум два раза, проверка происходит независимо и эксперты вообще не знают, чьи работы они проверяют. Допускается небольшое расхождение: 1-3 балла. При большем расхождении в баллах (около 6) назначают третьего эксперта. Результаты проверки отсылаются в Москву.

После проверки получаются баллы: за часть А — по одному баллу за каждое задание, в части В может быть и два и три балла за одно задание. При сложении этих баллов получается так называемый «первичный балл» — сумма баллов за правильно выполненное задание. Позже первичный балл переводится по шкале в 100-балльную систему. Максимальный первичный балл по русскому языку — 60. После полной проверки и соединения с результатами части С результат переводится в 100-балльную систему — тот самый тестовый балл, который мы потом получаем.

Корр: Какое время проходит с момента экзамена до получения результата?

Потявин: Регион имеет право потратить 6 дней на проверку части С на «больших» экзаменах, т.е. русский язык и математика, и 4 дня проверку части С по остальным экзаменам. После этого срока данные отправляются в Москву. Там тоже нужно время, чтобы проверить всю Россию, отшкалировать результат. Используются мощные серверы, когда все регионы загружают свои данные, нажимают кнопку — и поехало...

Корр: Были ли оплошности, вызванные человеческим фактором, не на ту кнопку нажали, не тот регион загрузили?

Потявин: Нет, были прецеденты другого рода. Эксперты нашли в биологии еще один правильный ответ в части В. Федеральная предметная комиссия подтвердила, что вот этот ответ тоже правильный. Перепроверили часть работ с этим вопросом. Надо учитывать, что перепроверка не вызывает однозначного уменьшения количества баллов, только увеличение.

Апелляция — обращение в конфликтную комиссию

Корр: Что нельзя сказать о части С. Перепроверка части С скорее приводит к уменьшению баллов.

Потявин: Вы имеете в виду перепроверку в конфликтной комиссии? Ну, тут нужно четко понимать, что обращение в конфликтную комиссию может как повысить, так и понизить итоговые баллы. Если человек пришел в конфликтную комиссию, его работа, конечно, рассматривается «под микроскопом», он должен быть уверен в своей правоте на 200 %. Рассматривают работу тоже люди, никто не хочет поставить меньше баллов…

Корр: В этом году было много обращений в конфликтную комиссию?

Потявин: Как и в прошлом году, 1-2% от общего количества выпускников. Это нормально. Есть апелляции по процедуре экзамена, если ребенок посчитал, что там к нему неправильно отнеслись: кто-то шумел, скакал, т.е. мешал ему выполнять работу. Разговаривал преподаватель-организатор проведения экзамена — это тоже нарушение процедуры. Такая апелляция подается прямо в пункте проведения экзамена, не выходя из него. Весь ход экзамена расписан в «Порядке проведения ЕГЭ», и любые отступления от этого документа считаются нарушением проведения процедуры. Такого рода апелляций всего было 10, из них только две удовлетворены.

Остальные апелляции — о несогласии с баллами, их всего 1999, из них отклонено 1301, принято 698. 84 апелляции рассмотрены с понижением балла, 48 без изменений и 566 с повышением. Понятно, что это все по части С.

Есть еще апелляции по технике, т.е. претензии, что компьютерная система неправильно распознала какой-то символ. Это бывает, когда ребенок некорректно отметил решение, а система неверно распознала. Тут нужно четко понимать, если мы вносим исправления, например, вместо «2» вносим «3», это не значит, что ответ правильный. Мы написали 3 и отправили в Москву на перепроверку. Но эта «3» может быть такой же неверной, как и «2».

Корр: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий — не последняя инстанция в Санкт-Петербурге?

Потявин: В части «С» — последняя. Москва просит на перепроверку только большие повышения баллов в результате перепроверки в регионах (7 баллов). Разницу в 1-2 балла оставляют на усмотрение регионов.

Во второй волне апелляция — явление мифическое. Потому что апелляция по процедуре — это однозначно пересдача. Пока ученик будет подавать апелляцию, ее обработают, пересдавать экзамен он не успевает уже по срокам.

Подача апелляции происходит 2 дня после официальной публикации результатов. Мы на своем сайте вывешиваем официальную дату публикации результатов, после этого два дня принимаем апелляции, это рабочие дни, включая субботу.

Сколько ждать результата ЕГЭ

Корр: Сколько проходит времени со дня написания детьми ЕГЭ до получения ими баллов?

Потявин: По «большим» экзаменам (русский язык и математика) дней 12, по остальным – 8-10.

Корр: Как происходит процесс получения сертификата?

Потявин: Москва лелеет идею отказаться в принципе от свидетельств о результатах ЕГЭ. То есть существует федеральная база свидетельств, которую вузы смотрят и получают информацию.

Корр: То есть на руки ребенку ничего не будет выдаваться? Пошел, сдал и дальше свободен, как ветер?

Потявин: Есть такая идея — отказаться от «бумаги». Сейчас как все происходит? В этом году данные из Москвы поступили к нам только 25-го июня. Мы печатаем свидетельства примерно два дня, на весь город. Обычно к 25 июня мы уже заканчиваем и связываемся с координатором или администратором района, чтобы раздали их по школам.

До оформления свидетельств выдаем школам протокол. Школа может дать выписку из протокола, если ребенку очень хочется. Свидетельство содержит все результаты, полученные по всем экзаменам, сданным ребенком, не бывает отдельного свидетельства по математике или по русскому…

Выпускной с закрытыми глазами

Оказывается, выпускники «гуляют» свой выпускной, еще не получив свидетельства о сдаче ЕГЭ, не зная результатов своих экзаменов. Дают эти результаты повод веселиться или нет – еще несколько дней остается тайной.

Корр: На выпускном выдают свидетельства, как раньше выдавали аттестаты?

Потявин: Не совсем. К тому времени, когда проходит городской выпускной — «Алые паруса», у детей еще нет свидетельств о результатах ЕГЭ. Не знаю, почему город считает, что «Алые паруса» нужно устраивать 21 июня? Все-таки расписание ЕГЭ утверждено на федеральном уровне, понятно, что в один день проводится несколько экзаменов, и они могут пересекаться. Раз экзамены пересекаются, то человек не может сдать, скажем, физику и историю в один день. Такой экзамен переносится на резервные дни (их всего два). В первую волну выпускник может сдать максимально 9 экзаменов, с учетом русского и математики. Если он выбрал 11 экзаменов и не успевает даже в резервные дни, то выпадает во вторую волну.

Вторая волна ЕГЭ в этом году началась 8 июля. Сдают выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального профессионального образования, среднего специального образования — у них во время первой волны была сессия. Также могут сдавать люди, которые не имели возможности попасть в первую волну и в состоянии предоставить «оправдательный» документ.

Правом сдавать ЕГЭ с 8 июля пользуются и выпускники заграничных учебных заведений (белорусы, украинцы, казахи и т.п.). По правилам приема в вузы иностранцы могут поступать и без ЕГЭ, а мы им предоставляем такую возможность.

В прошлом году законодательно упразднили ограничение для выпускников прошлых лет. Теперь те, кто закончили школу до 1 января 2009 года, имеют право поступать без ЕГЭ даже на дневное отделение.

Корр: Можно ли узнать результаты до получения сертификатов?

Потявин: Разрабатывается портал «Петербургское образование». Может быть, в этом году на нем можно будет узнавать результаты до получения сертификатов.

Корр: Кто будет его владельцем, Комитет по образованию или Комитет по науке и высшей школе Петербурга?

Потявин: В положении прописано, что ответственным в регионе за проведение ЕГЭ является орган управления образованием — Комитет по образованию. Комитет по науке и высшей школе не имеет к проведению ЕГЭ никакого отношения, тем не менее, он предоставляет преподавателей для подготовки и проверки выполненных работ в качестве экспертов.

Корр: Перспективы развития ЕГЭ?

Потявин: С 2001 года суть ЕГЭ не менялась, предметов всегда было 14. Петербург принял участие в эксперименте с 2004 года. Изменения в контрольно-измерительных материалах (КИМах) — это правильно. Анализируя то, что получилось в результате эксперимента, в этом году из ЕГЭ по математике убрали часть А, немного упростив часть В.

Корр: В следующем году будет та же процедура ЕГЭ, которая устоялась в 2009-2010 гг.?

Потявин: Есть сайт ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), где выкладываются демо-версии контрольно-измерительных материалов по каждому предмету. Рекомендую зайти на него и посмотреть. Может, что-то и будет отличаться от прошлого года, но кардинальных изменений вроде бы нет.

Корр: Введение ЕГЭ как-то связано с реорганизацией образовательного процесса в направлении Болонской конвенции?

Потявин: Думаю, не связано, назначение ЕГЭ в другом. Введение ЕГЭ повышает независимость оценки, ведь кому-то сложно разговаривать с преподавателем, и он лучше заполнит бланки. Поскольку большинство результатов оценивается автоматически, а не людьми, то исчезает проблема предвзятости. ЕГЭ — объективная оценка знаний старшеклассника.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011