01.10.2010
ЕГЭ с прошлого года стало главным событием выпускного класса. Единый госэкзамен совмещает в себе, с одной стороны,
итоговую аттестацию за курс общеобразовательной школы, с другой стороны, баллы за ЕГЭ вузы рассматривают как необходимые
и достаточные для поступления. Каково положение дел с ЕГЭ в настоящее время, какие сложились тенденции в этом процессе,
а главное, что необходимо знать выпускнику о ЕГЭ, чтобы успешно и «малой кровью» совершить переход из выпускника в студенты?
На вопросы Интернет-справочника ГлавСправ.Образование отвечает
Николай Александрович Вешев, ученый секретарь Совета по координации приема в вузы Санкт-Петербурга.
Корр: Николай Александрович, Вы как эксперт, который занимается ЕГЭ много лет, со времени становления его как такового, прокомментируйте, какие тенденции складывались в этом процессе, и какие у него перспективы?
Вешев: Процесс вполне естественный — ЕГЭ был экспериментом. В процессе эксперимента выяснялись какие-то моменты, которые требовали исправления. И в 2009 году процедура проведения экзамена была достаточно отработана для того, чтобы вводить его по всей России. Что касается зачисления по результатам ЕГЭ, то прошлый год был самым тяжелым для всех: и для приемных комиссий, и для поступающих. Это был первый год, когда правила кардинально поменялись: от вступительных экзаменов все перешли к ЕГЭ. Вполне естественно, что он был такой тяжелый, поскольку и дети, и приемные комиссии не очень понимали, как действовать в таких условиях.
За год, который прошел с тех пор, в документы были внесены необходимые изменения, и опыт появился, и ориентиры появились. В 2010 году приемная кампания прошла уже значительно спокойнее, чем за все предыдущие годы, и до введения ЕГЭ, и в первый год введения ЕГЭ.
Корр: Наверное, свою роль сыграло ограничение количества вузов, куда можно подавать документы?
Вешев: По сравнению с Москвой, картина по Петербургу как раз нехарактерная. Потому что у нас это ограничение привело к обратному эффекту. Число заявлений даже увеличилось по сравнению с прошлым годом. И причина этого понятна: раньше абитуриенты подавали документы в то количество вузов, которое они считали нужным, и были только единицы таких, которые раскидывали копии документов по всем вузам Российской Федерации. Теперь же, когда появилось ограничение «не более пяти вузов, не более трех специальностей (в одном вузе)», многие абитуриенты решили воспользоваться своими правами «по полной», даже если в этом не было необходимости.
Был один экзотический случай — беседа с мамой, которая очень переживала, что «президент же велел нам подавать в пять вузов, а я вот не успеваю — пришла в четвертый вуз уже, а в пятый у меня нет времени подать документы». Пришлось ее успокаивать, что это не обязанность, это только право.
Корр: : Статистика этого года показывает, что в петербургских вузах в этом году очень много иногородних абитуриентов... Расскажите о нюансах приемной кампании в Петербурге именно в этом году.
Вешев: Это тенденция, которую мы наблюдаем, начиная с конца 90-х. С каждым годом у нас на несколько процентов увеличивается количество иногородних абитуриентов среди зачисленных. Введение ЕГЭ просто придало этому процессу некое ускорение. Стало еще проще приехать откуда-то издалека и поступить. А сам процесс, наверное, имеет более глубокие корни. Здесь сказывается не только ЕГЭ, но и повышение общего благосостояния населения по всей территории Российской Федерации. Если в 90-е годы семья должна была задумываться над тем, куда потратить сбережения: на обучение в Санкт-Петербурге или на какие-то более неотложные нужды, то теперь все большее количество семей могут позволить себе отправить своего ребенка в Петербург.
Корр: Какие основные регионы, из которых едут в Петербург поступать?
Вешев: Самый большой вклад — Ленинградская область, затем Псковская область, республика Коми, и как ни странно, дальние регионы (Башкортостан). У нас всегда много детей именно из этого региона. Я не могу объяснить, почему именно он, но вот так есть. А также, конечно, Северо-Запад: Мурманск, Архангельск.
Корр: Расскажите, пожалуйста, какое положение сложилось с поступлением зарубежных студентов? Сейчас отечественное образование становится престижным, и даже, говорят, вводится преподавание на двух языках...
Вешев: Эту тенденцию тоже можно проследить. Каждый год увеличивается количество иностранцев, которые приезжают к нам учиться. Мы ведем такую статистику, и на этот год есть уже предварительные данные. Окончательные цифры появятся к октябрю, потому что иностранцы могут приехать и в течение сентября — это связано с проблемами виз, не все успевают приехать к началу учебного года. Но по данным за август можно утверждать, что количество иностранцев в наших вузах увеличилось на несколько процентов по сравнению с августом прошлого года.
И эти показатели будут увеличиваться и дальше. Считаю, что петербургское образование ничем не уступает любому европейскому, другое — язык преподавания. Нужно решать эту проблему. Какое-то время назад активно обсуждалась проблема с безопасностью, а сейчас вот в последнее время она даже не поднимается в средствах массовой информации. Также будет и с языком преподавания.
Корр: Ваш взгляд на перспективы ЕГЭ на следующий год. Что Вы рекомендуете выпускникам 2011 года?
Вешев: Рекомендации остаются все эти годы одни и те же: сдавать ЕГЭ по как можно большему количеству предметов. Учащиеся, которые ориентировались на то, что они пойдут в экономисты, и выбрали кроме обязательных предметов только один дополнительный — обществознание, летом оказались заложниками этого выбора. Оказалось, что они уже не могут поступить, например, ни на какую техническую специальность, ведь для этого нужно иметь ЕГЭ по физике.
Очень много было обращений как-то разрешить сдать ЕГЭ летом, но, к сожалению, федеральные приказы не позволяют сдавать ЕГЭ выпускникам текущего года в так называемую «вторую волну». Они имеют право сдавать ЕГЭ только один раз в мае-июне, когда идет «первая волна», если они записались до первого марта на соответствующий предмет. Следующая попытка — уже в следующем году.
Какие бы мне хотелось увидеть изменения в правилах ЕГЭ? Это касается как раз таких детей. Все-таки молодым людям не очень удобно сделать окончательный выбор до первого марта. А после, если они захотят поступать в какой-то другой вуз или на другую специальность, у них уже нет возможности передумать. Это довольно жесткое ограничение. Надо иметь в виду, что ребятам нет 18 лет, и они еще не готовы глубоко продумать свою жизнь на несколько лет вперед.
Корр: Это уже обращение к родителям, помогать принимать выпускникам решения?
Вешев: И родителям тоже, все же их советы должны оказать благотворное влияние и помочь старшеклассникам. Надо помнить, что необязательно являться на все экзамены, на которые вы записались, кроме двух обязательных предметов: русского языка и математики. Если вы до 1 марта запишетесь на все предметы ЕГЭ, можете явиться только на четыре, никаких санкций это не повлечет.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
ГлавСправ. 2010