30.09.2010
Единый государственный экзамен с момента его внедрения вызвал множество противоречивых откликов. Время идет, и становятся очевидными плюсы и минусы нового явления, в том числе — его влияние на расстановку приоритетов во время приемной кампании. Своим мнением о ЕГЭ с позиции среднего профессионального образования поделился Виктор Смирнов, директор Технического колледжа управления и коммерции и председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга.
«В системе среднего профессионального образования Петербурга всего 40% ребят поступают с помощью ЕГЭ после 11 классов, а 60 % — на базе 9 классов и неполного среднего образования. Еще недавно было наоборот. Сейчас это соотношение «перевернулось», что отражает изменение отношения населения, родителей и молодежи к среднему профессиональному образованию (СПО). Многие считают, что лучше раньше пройти через систему СПО, чем проходить через ЕГЭ, что требует большой репетиторской и другой теоретической подготовки.
У ЕГЭ есть свои отрицательные стороны, не буду о них говорить. Но в первую очередь — это положительный фактор, который привел к уменьшению коррупции. Решены одни из экономических проблем для учебных заведений, например, нет надобности оставлять преподавателей на летний период принимать экзамены. Действует принцип «одного окна»: окончил школу, сдал экзамены, и ты в порядке.
Введение ЕГЭ — положительный процесс, но он должен отрабатываться методически. Сказывается несовершенство законодательства. Непорядок, когда в кавказских республиках средний балл ЕГЭ выше, чем у выпускников Петербурга. Первый же семестр в учебном заведении показывает его истинные знания. Но сейчас меняется законодательство, глава комитета Государственной думы РФ по образованию Григорий Балыхин пообещал, что ужесточится административный контроль проведения и оценки ЕГЭ, введут общественных наблюдателей за проведением экзаменов, и все наладится.
При поступлении в колледж ребятам приходится предъявлять сертификаты за и два или за три сданных ЕГЭ. Что в институт, что в колледж поступать — равнозначно. Так почему гораздо выгодней траектория обучения через колледжи? Дальновидные родители не делают себе проблем, а отправляют ребенка получать высшее образование, но через колледжи. Даже ректорский корпус в Петербурге выстраивает своим детям такую траекторию обучения. Они понимают, что таким образом у ребенка появляется больше возможностей. Он получает практикоориентированную подготовку: потом ему будет легче учиться в институте, особенно по специальным предметам. Это первое. Второе: молодой человек нисколько не проигрывает, напротив, выигрывает целый год по сравнению со своими одноклассниками, которые после 11 класса сразу поступают в вуз. Один год — это много. Потом и магистратура, и аспирантура начнутся быстрее.
Неспроста в этом году в колледжах был конкурс среди 11-классников. Но больше в систему СПО все-таки приходят после 9 класса (60 %). Учащемуся, который после 9 класса поступил в колледж, может при желании не сдавать ЕГЭ. В период обучения в колледже он может получить и аттестат зрелости, и сдать ЕГЭ, и получить вторую специальность. А может без сдачи ЕГЭ поступать в институт на сокращенное обучение в соответствии с законом. Это все намного лучше, чем линейное направление «школа-вуз».
Система ЕГЭ показала себя достойно: теперь не надо приезжать из Владивостока в Петербург сдавать вступительные экзамены в вуз или колледж. Достаточно просто прислать свои документы и ждать результата. Какое экономическое подспорье для населения! Все экзамены «в одно окно» — это эффективное решение».
Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции
ГлавСправ. 2010