04.05.2011
Вы знаете, что формат современного ЕГЭ по английскому языку разработан в Петербурге? Еще до того, как в кулуарах Минобрнауки зрели планы создания Единого госэкзамена, в Северной столице был запущен совместный проект коллектива преподавателей нескольких петербургских школ при участии Комитета по образованию города и Британского совета.
Итак, задолго до того, как начался эксперимент по ЕГЭ, в далеком 1997 году группа разработчиков начала работать в Петербурге над созданием новой формы итоговой аттестации выпускников петербургских школ по английскому языку. Проект единого тестирования курировался Комитетом по образованию Санкт-Петербурга совместно с Британским советом. В течение четырех лет группа высокопрофессиональных специалистов, преподавателей петербургских школ, прошли серьезную подготовку в Ланкастерском университете и создали выпускной экзамен по английскому языку.
О «старшем брате» ЕГЭ корреспонденту ГлавСправ рассказала Елена Федоровна Прохорова, руководитель Федеральной группы разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по английскому языку и директор Центра лингводидактического тестирования филологического факультета СПбГУ:
«Всероссийский эксперимент по ЕГЭ только начался, когда разработанный экзамен уже проходил в Санкт-Петербурге с участием около 900 выпускников школ с углубленным изучением английского языка. Наш экзамен принял участие в конкурсе Министерства образования на разработку КИМ и выиграл его.
Минобрнауки заинтересовалось тогда не только содержанием контрольно-измерительных материалов нашего теста, но и всей технологией: как проходит экзамен, какова его структура, формат, процедура проведения и оценивания… Все эти материалы были представлены министерству, и комиссия утвердила их как модель для единого госэкзамена не только по английскому, но и по всем иностранным языкам».
Корр: Как ваш вариант экзамена был оптимизирован для ЕГЭ?
Прохорова Е.Ф.: Это ключевой вопрос. Когда было принято решение, что наш экзамен станет единый государственным, многое изменилось. Фактически нами было сделано два разноуровневых теста. Мы считали, что для выпускника школы с углубленным изучением английского языка должен быть тест одного уровня сложности, для выпускника общеобразовательной школы — другой.
И в этом заключалась сложность. Единый госэкзамен, прежде всего, оценивает соответствие языковой подготовки выпускника требованиям стандарта. А стандарт един для всех. И один экзамен должен был включать в себя батарею разноуровневых заданий. Поэтому первое преобразование, которое нами было сделано — мы создали тест с заданиями трех уровней сложности: базовым, повышенным и высоким.
Второе, очень важное изменение, в технологии проведения ЕГЭ — сроки сдачи экзамена. Такой большой тест, который охватывает широкий спектр умений и речевых навыков, сложно сдать за один день. Наш экзамен среди выпускников школ в Санкт-Петербурге проходил в два дня. Первый день — письменная часть, второй — устная. Но т.к. уже со второго года эксперимента в ЕГЭ стали участвовать такие регионы как Якутия, стало ясно, что дважды перевозить ребят из интернатов вертолетом на тысячи километров, а в отдаленных районах детей доставляли именно так, невозможно. Было принято решение о том, что ЕГЭ должен проходить в один день.
Мы сначала очень сопротивлялись этому, но практика подтвердила, что эти решения были правильными. И даже то, что ЕГЭ — это разноуровневый экзамен, было совершенно верным решением на тот момент.
Корр: ЕГЭ — это решающий этап выпускника школы перед поступлением: это и выпускной, и вступительный экзамен… Нужно ли стремиться сдать его на «отлично»? Для кого-то это слишком большая психологическая нагрузка.
Прохорова Е.Ф.: Да, в последнее время контекст ЕГЭ немного изменился: теперь это экзамен именно для поступления в вуз. В аттестат школьнику идет отметка, которую он получил на итоговой аттестации в школе, годовая. До этого100-балльная шкала переводилась в 5-балльную отметку и все непременно хотели сдать на «отлично».
Сегодня высокие баллы по ЕГЭ важны только, если ты поступаешь в профильный вуз. И мне кажется, пришло время создать тест, который не будет батареей разноуровневых заданий. Если ЕГЭ необходим выпускнику главным образом для поступления в высшее учебное заведение, то за годы эксперимента всем стало абсолютно понятно, какого уровня языковые навыки должны проверяться у выпускника. Накопленного аналитического материала по статистике, по результатам достаточно, чтобы определить, на каком уровне должны проверяться наши выпускники в соответствии с международной шкалой иноязычной коммуникативной компетенции.
На данный момент в спецификации ЕГЭ по иностранным зыкам заявлено, что задания базового уровня соответствуют уровню А2 (элементарный уровень) по общеевропейской шкале, повышенный — Б1, и высокий — Б2. У меня возникает вопрос: зачем выпускника общеобразовательной школы, который собирается поступать в вуз, проверять по заданиям базового уровня А2? Если ребенок выбирает на ЕГЭ иностранный язык, предполагается, что уровень владения языком должен быть достаточным для того, чтобы продолжить образование в вузе.
Корр: Возможно ли, что появятся несколько разновидностей ЕГЭ? Один — для выпускников общеобразовательных школ, другой — для специализированных. Для разных целей — разные экзамены?
Прохорова Е.Ф.: Да, эта проблема обсуждается. Есть сторонники такого решения, которые утверждают, что если ребенок поступает в технический вуз и ему нужен один тест, а если он поступает на филологическую специальность, — другой тест. Но я не уверена, что это лучшее решение.
Во-первых, у нас остается пока один стандарт, в котором записана система требований. Поэтому два теста по одному и тому же стандарту — это необходимость изменения нормативной базы. Но самое главное: у нас сегодня есть 100-балльная шкала оценки ЕГЭ. С моей точки зрения, это достаточно большая шкала, которая позволяет распределить тестируемых разного уровня языковой подготовки.
Важно понять: оценка ЕГЭ — способ показать свой уровень знаний. И выбирать учебное заведение в соответствии с ним. Возьмем опыт Великобритании, где с 1864 года тест использует как измерительный инструмент. При этом годами сложилась всем понятная традиция, к примеру, Оксфордский или Кембриджский университет берут себе выпускников-отличников, при этом Ланкастерский или Манчестерский университеты берут и тех, у кого «тройки».
Повторю, 100-балльной шкалы вполне достаточно, чтобы различные вузы и различные специальности приняли для себя решение, насколько для них важен иностранный язык. Они могут установить проходной балл на уровне минимального, например, в прошлом году это 20 баллов. Другой вуз предпочтет абитуриентов, сдавших ЕГЭ от 60 баллов. И это — общепринятая международная практика.
Необходимости в двух экзаменах нет еще и потому, что тогда появится необходимость и в других экзаменах: на специальности «Международные отношения», «Лингвистику» и т.д. У нас один стандарт, и должен быть создан тест определенного уровня сложности.
Один из принципов образовательной политики в России — интеграция образовательной системы в международную образовательную систему. И в связи с этим возникает необходимость через внешнюю экспертизу определить соответствие наших тестов общеевропейской шкале. Поэтому сейчас очень хорошие условия, что бы учитывая новый контекст ЕГЭ по иностранным языкам: экзамен по выбору, прежде всего для вузов — это должен быть одноуровневый тест, кот. должен обязательно пройти внешнюю международную экспертизу на соответствие общепринятым международным стандартам.
ГлавCправ. 2011