27.01.2015
«Развитие человеческого капитала России через призму ключевых компетенций взрослого населения»
В конце прошлого года Минобрнауки России провел Круглый стол «Развитие человеческого капитала России
через призму ключевых компетенций взрослого населения», дискуссии и принятые решения которого, безусловно,
повлияют на ситуацию в области дополнительного образования для взрослых в России в 2015 году.
В работе Круглого стола приняли участие 80 руководителей образовательных организаций, международные эксперты,
представители бизнес-структур, представители органов исполнительной власти.
Основные проблемы образования взрослых
В ходе оживленного обсуждения и дискуссии были озвучены основные проблемы становления принципиально новой системы непрерывного образования в России в условиях действия федерального закона № 273. В том, что касается формирования компетенций взрослого населения адекватных требований сегодняшнего дня были обозначены следующие недостатки:
- резкий спад уровня грамотности взрослого трудоспособного населения за последние десятилетия;
- несоответствие уровня подготовки молодых специалистов в образовательных организациях высшего профессионального образования требованиям предприятий и, как следствие, «кадровый голод» на рынке труда;
- дефицит высококвалифицированных специалистов инженерно-технического профиля;
- нехватка актуальных программ повышения квалификации и переподготовки, соответствующих реальным требованиям современного рынка;
- отсутствие образовательных и профессиональных стандартов в системе ДПО и др.
Соответствие мировым трендам
Е.С. Сженов, Президент Международной Ассоциации непрерывного образования, директор ИКВО НИТУ «МИСиС», член
Комиссии Минобрнауки России по развитию ДПО, в своем выступлении отметил, насколько важно организациям высшего
и дополнительного профессионального образования быть конгруэнтными мировым трендам, таким как использование
современного, практикоориентированного подхода к обучению:
- с использованием дистантных форм,
- электронных технологий,
- кейс-методов,
- вовлечения слушателей в реализацию конкретных проектов;
- работа «под заказчика» - маркетинговые исследования рынка, позволяющие выявить реальную потребность в том или ином направлении подготовки специалистов.
Организации, реализующие услуги дополнительного образования населению, были названы ключевым звеном между
бизнес-структурами и рабочими кадрами. Развитие компетенций взрослого населения через систему непрерывного
образования дает колоссальный результат в подготовке грамотных, высококвалифицированных, конкурентоспособных
специалистов, владеющих набором компетенций, а не просто объемом знаний.
Эксперты пришли к единогласному заключению, что основным фактором успешного стратегического развития России
в наше время является дополнительное профессиональное образование, соответствующее реалиям экономического
состояния и запросам рынка труда.
Источник: Международная Ассоциация непрерывного образования
ГлавCправ. 2015