Санкт-Петербург

Раздел Магистратура, аспирантура, дополнительное образование

Статьи

30.01.2014

Роль ДПО в системе СПО будет расти

Новый закон «Об образовании», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, усилил роль дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе и в системе среднего профессионального образования (СПО).


    Ныне существующая система среднего профессионального образования в России включает в себя следующие основные направления:
  • подготовка рабочих, служащих (бывшее начальное профессиональное образование);
  • подготовка специалистов;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • профессиональная подготовка.

Закон «Об образовании», который начал действовать с 1 сентября 2013 года, вывел ДПО на новую образовательную орбиту. Это подтверждают следующие примеры. Во-первых, никогда ранее при Минобрнауке не создавалось подразделений, аналогичных Департаменту государственной политики в области подготовки рабочих и дополнительного профобразования (далее — Департаменту). Во-вторых, ДПО получило официальный статус и в законе «Об образовании» появилась целая статья 76, содержание которой полностью посвящено ДПО, реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В-третьих, ДПО должно сыграть решающую роль в реализации указа Президента РФ Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике». В нем сказано, что в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Правительству РФ следует принять меры, направленные на создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Согласно данным Департамента, в реализации данного указа на долю СПО приходится 10-14 % (в мире показатели еще скромнее — 6-10 %) , а все остальное падает на дополнительное профессиональное образование и профессиональную переподготовку.

Важные пояснения

Осенью 2013 года Департамент провел во всех федеральных округах консультационные семинары, участникам которых были даны рекомендации и подробные разъяснения о всех основных моментах ДПО. Так, к примеру, с 2014 года все выпускники образовательных учреждений будут получать дипломы или удостоверения УСТАНОВЛЕННОГО, а не государственного, как ранее, образца. Далее: документы, подтверждающие прохождение обучения по той или иной программе ДПО, теперь никак не связаны с количеством затраченных на это часов. Федерального государственного образовательного стандарта для ДПО нет. Программы планирует и разрабатывает само учебное заведение (кстати, в лицензии программы ДПО и профессионального переобучения тоже не указываются). Но это не означает, что ДПО будет брошено на поток и оставлено без контроля. К ДПО устанавливаются требования профессиональных стандартов. В течение 2014-2015 годов планируется разработать около 800 таких стандартов для укрупненных специальностей по основным образовательным направлениям. В настоящее время готова первая сотня профессиональных стандартов для восьми ведущих кластеров, среди которых атомная энергетика, нефтегазовая промышленность и другие.

Свобода, но и контроль

Программы ДПО есть практически для любых специальностей, но особенно много их по техническим. Оно и понятно — научно-технический прогресс постоянно идет вперед, и на производствах нужны грамотные работники. Поэтому большинство технических образовательных учреждений системы СПО предлагают для реализации от 10 до 30 программ ДПО.

Новый закон «Об образовании» дал свободу действий образовательным учреждением в отношении ДПО. Учреждения могут самостоятельно или по просьбе работодателя разрабатывать учебные программы, которые не требуют утверждения и согласования в вышестоящих инстанциях. Более того, не устанавливаются контрольные цифры приема на программы ДПО.

Автономность образовательных учреждений в реализации программ ДПО, по мнению Романа Антоновича Пахалюка, исполнительного директора Совета директоров спузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не означает достаточного контроля за качеством подготовки специалистов. Контроль будет возложен на требования профессиональных стандартов и независимую оценку работодателями.

Независимая оценка

Что же такое независимая экспертиза оценки качества подготовки по программам ДПО? Советом директоров средних профессиональных учебных заведений и РОР «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» была создана автономная некоммерческая организация — Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений и специалистов. На сегодняшний день специалистами Центра уже детально разработан порядок оценки и сертификации, а также инструментарий для проведения экспертизы. Эксперты проверят полученные теоретические и практические знания, после чего вынесут решение о результатах. Сертификат о профессиональной компетенции – это гарантия для работодателя, что он получает квалифицированного специалиста.

Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений и специалистов планирует определять профессиональную компетенцию по четырем укрупненным группам специальностей: радиоэлектронике, машиностроению, строительству, программированию. В перспективе возможно увеличение перечня групп специальностей.


ГлавCправ. 2014

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011