18.07.2013
Дополнительное образование для детей — это уникальная система воспитания и обучения, которая сложилась в России еще в дореволюционные времена. В немалой степени благодаря внешкольным занятиям наша страна получила несколько поколений выдающихся ученых, исследователей, деятелей культуры и искусства. Переоценить значение дополнительного образования невозможно! Как выбрать занятия для ребенка? Как помочь ему справиться с трудностями? И почему обучение становится образом жизни всей семьи? Рассказывает Мария Ренгольдовна Катунова, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных.
Каждому человеку в детстве стоит получить свою «прививку занятости». Если ребенок не научится ответственности в свое время, то в юности и зрелости научить его этому почти невозможно. А сегодня, как мы знаем, успешен тот, кто трудолюбив и самоорганизован. Когда ребенок учится в школе, по вечерам занимается в кружках или секциях, на каникулах едет в тематический лагерь — тогда у него формируется здоровое представление об обязанностях. Его день, его год, его жизнь наполнена. Он приучается к задачам и к их выполнению. Он понимает значимость своих результатов и ценит труд во всех его проявлениях. Всему этому нужно учиться с детства. Один мой друг, шутя, говорит: «Ребенок, как солдат, должен быть все время занят».
В Санкт-Петербурге система дополнительного образования для детей представлена множеством учреждений, подведомственных Комитету по образованию, и четырьмя учреждениями городского подчинения — это Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, Детский образовательно-оздоровительный центр «Балтийский берег», Городской центр детского технического творчества и Дворец учащейся молодежи.
Подобрать ребенку занятие по интересу не составляет труда. Центры, дома и дворцы дополнительного образования работают во всех районах города. Здесь на выбор найдутся предложения по любому профилю: спортивному, художественному, естественно-научному, театральному, техническому… Дворец творчества юных в этом смысле уникален, так как у нас представлена вся палитра направлений.
Каждому человеку в детстве стоит получить свою «прививку занятости». Если ребенок не научится ответственности в свое время, то в юности и зрелости научить его этому почти невозможно. |
Для начала внимательно понаблюдайте за ребенком, определите, что его интересует. Не пугайтесь того, что интересы могут часто меняться, и лучше сразу предложить ребенку разные занятия. Бывает так, что малыш чем-то увлекся не потому, что ему это действительно нравится, а потому что он ничего больше не видел. Показывайте разное. На первых порах попробовать и здесь, и там — это нормально.
Однако частую смену интересов не стоит путать с увиливанием от трудностей. Здесь важно сохранять твердую родительскую позицию. Если ребенок позанимался 3-5 месяцев, и вы заметили, что интерес пошел на спад, разберитесь в ситуации. Малышу трудно? Помогите справиться, научите преодолевать и себя, и обстоятельства, ведь они будут проявляться в любом деле. Неинтересно? Поговорите с педагогом: почему неинтересно? Можно ли это исправить? Как подстегнуть интерес? И обратите внимание на время года: в феврале-марте у детей часто наблюдается спад энтузиазма. Такова предвесенняя пора. Думаю, и взрослым в это время не легче … Нужно просто пережить межсезонье.
Частую смену интересов не стоит путать с увиливанием от трудностей. Здесь важно сохранять твердую родительскую позицию. |
И, пожалуй, главный момент: постарайтесь вместе с ребенком любой начатый курс дойти до конца. То есть отзаниматься в течение года, уйти на каникулы и только потом решить — хотите продолжить это направление или перейти на другое? Если спустя год ребенок будет настаивать на смене занятий, тогда стоит пойти ему навстречу. Это не вопрос частностей. Это вопрос жизненной стратегии.
Очень приятно, что у нас во Дворце соблюдается преемственность. Через кружки Дворца проходят целые поколения семей. Мы всеми силами традиции приветствуем и настаиваем: знакомство ребенка с дополнительным образованием — в рамках Дворца или другого учреждения — обязательно должно состояться. Наша образовательная система построена по другим принципам, нежели в школе. Обучение происходит здесь и сейчас, наглядно и свободно. Ребенок не готовится к какой-то непонятной жизни в будущем, а уже сегодня пробует себя в конструкторском деле, в рисовании, в музыке, спорте…
Лет десять назад в технических кружках по всему городу были скромные наборы. А сейчас ребята стоят в очереди! Сказывается влияние времени: со всех сторон мы слышим о том, что стране нужны инженерные кадры, конструкторские, исследовательские профессии снова становятся престижными. Родители поняли это и отправляют детей в кружки технического творчества. Надо сказать, что ребята тоже довольны.
Система дополнительного образования построена по другим принципам, нежели школьная. Обучение происходит здесь и сейчас, наглядно и свободно. Ребенок не готовится к какой-то непонятной жизни в будущем, а уже сегодня пробует себя в конструкторском деле, в рисовании, в музыке, спорте… |
Однако нужно понимать, что учреждениям дополнительного образования по параметрам оснащенности не угнаться за современными развлекательными комплексами с имитаторами космических полетов или поездок на суперавтомобилях. И мы не должны этого делать. Коммерческие проекты выполняют свою задачу — зарождают у ребенка интерес к техническим дисциплинам. Мы, учреждения дополнительного образования, учим детей и развиваем их интересы. В этом суть нашей педагогической деятельности. Я всегда говорю коллегам: сейчас любой человек может найти информацию по любому предмету и на любую тему. Наша задача не информировать, а учить и воспитывать, подавать личный пример, делиться опытом и помогать погружаться в тему. Педагог дает ребенку возможность успеха и, что важнее, неудачи. Он ведет и подсказывает. Он видит и слышит. Во Дворец часто идут к конкретному педагогу, к личности! Вот, что важно знать, помнить и культивировать.
Дополнительное образование — это образ жизни всей семьи. Такой внимательный подход стоит сделать своим кредо каждой семье, в которой ребенок ходит в кружки. Не забуду случай, когда я еще работала педагогом по истории, и одна моя ученица писала работу по краеведению. Серьезную, вдумчивую работу, для которой не хватало материалов из обычных библиотек. А в Российскую национальную библиотеку детей не записывают. Так вот, вместо нее в библиотеку ходила мама: как на работу, регулярно, с заданиями. Закончилось все благополучно, девочка написала работу, закончила и школу и Дворец. А в выпускной анкете ее мама на вопрос «Что вам больше всего запомнилось из Дворцовской жизни ребенка?» — ответила: «Если бы не занятия моей дочери, заведующая булочной никогда не побывала бы в РНБ!»
Дорогие родители, в 14-15 лет ребенок будет неизбежно отдаляться от вас. Он переориентируется на сверстников и законы своей компании. Вы же хотите, чтобы эта компания была достойной? Хотите быть уверенными в окружении своего ребенка? Тогда отправляйте его в учреждение дополнительного образования. Здесь объединяются дети по интересам. В школе и во дворе такого не бывает — классы и компании формируются по случайному принципу. Приводите ребенка в кружки и секции. Он будет расти и развиваться в окружении единомышленников, замечательных, талантливых ребят. Зачастую среди них и находятся друзья на всю жизнь!
ГлавCправ. 2013