Санкт-Петербург

Раздел Дополнительное образование для школьников

Статьи

27.05.2013

Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

В четверг, 23 мая, в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялся круглый стол на тему «Одаренные дети и новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В дискуссии приняли участие видные представители петербургской педагогической общественности.


Эксперты обсудили особенности современной системы отбора и подготовки одаренных детей, а также то, как может измениться ситуация в связи с принятием нового закона об образовании.

«К какому состоянию мы подошли сейчас и что, собственно говоря, должно насторожить сообщество?», — обратился к участникам модератор дискуссии, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный учитель России Сергей Евгеньевич Рукшин. — Первый фактор — это то, что в новом законе об образовании не прописаны специализированные школы, которые долгое время создавали образовательную среду повышенного типа, которая на территории всей страны обеспечивала возможность школьнику не очень далеко от дома, не приезжая в Москву, Новосибирск, Петербург-Ленинград получать высококачественное образование. Заместит ли ее профильное обучение в старших классах? Хватит ли у страны сил, хватит ли педагогов, чтобы организовать обучение такого уровня во всех школах от Камчатки до Калининграда или нет? Вторая проблема как не странно — олимпиады».

Рукшин рассказал, что в год двух юбилеев — 80-летия создания в СССР системы работы с научно-одаренными школьниками и 50-летия создания в городе системы физико-математической школы, старейшую в стране Ленинградскую математическую олимпиаду школьников «понизили до олимпиад второго уровня».

«Вместо средств отбора одаренных школьников и их привлечения к научной работе, олимпиады в нынешней системе стали альтернативой поступления в вуз по результатам ЕГЭ, и в этом тоже есть вторая опасность», — заключил Рукшин.

Директор Физико-математического лицея № 239 Максим Яковлевич Пратусевич отметил, что система образования, в частности одаренных детей, делится на две взаимодействующие части: основное образование и дополнительное образование.

«В связи с этим имеются опять же 2 проблемы: проблема первая, как их найти этих одаренных детей и проблема вторая, после того, как мы их нашли, что с ними делать?», — сказал он.

В свою очередь, присутствующий на заседании «круглого стола» первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрий Владимирович Соляников отметил, что после принятия нового ФЗ «Об образовании в РФ» ситуация с подготовкой одаренных детей никак не изменится.

«С моей точки зрения новый закон «Об образовании» не несёт никакого кардинального изменения ситуации в вопросах работы с одаренными детьми. Все те заслуги и те достижения, которые были в Санкт-Петербурге, в новых условиях и новых реалиях в рамках этого закона могут быть реализованы, прежде всего, через механизм создания нетеповых образовательных учреждений», — сказал Соляников.

«Здесь принципиален подход, связанный с созданием возможности и с доступностью этого образования», — добавил он.

Во время дискуссии участники не только обсудили изменения, которые могут произойти в связи с принятием нового ФЗ «Об образовании в РФ», но и попытались разобраться, каких детей можно назвать одаренными и как их много.

«Когда ребята участвуют в районном этапе олимпиад и становятся победителями и призерами — это уже повод считать их одаренными, — отметила заведующая Центром предметных олимпиад Санкт-Петербурга Екатерина Константиновна Зуева. — То есть они серьезно отличаются от своих сверсников — у них лучше память, они гораздо быстрее и лучше осваивают материал школьной программы».

Председатель «Городского родительского собрания» Михаил Юрьевич Богданов подчеркнул, что любой родитель считает ребенка одаренным «по определению». После чего обратил внимание на опасную тенденцию: общий уровень образования в стране снижается. А также отметил, что опыт передовых школ практически не транслируется на обычные школы. «Отсюда мы видим существенную сегрегацию в образовательной системе города», — сказал он.

Доцент кафедры психологии СПбАППО Елена Евгеньевна Туник в своей речи отметила, что одаренные дети не все и их очень мало. Однако пояснила, что данное мнение относительно.

Рассуждая о том, кто же одареннее — мальчики или девочки, она предложила присутствующим проголосовать. И после того как мнения разделились, рассказала, что практически все гении — мальчики.

Во время дискуссии вопросы коснулись и качества подготовки педагогов. Прозвучало мнение, что главное, чтобы у педагога было желание. Свой взгляд на проблему высказал и присутствующий на встрече народный артист России Иван Иванович Краско.

«Человек становится счастливым, когда он оказывается на своем месте, а это определяется с детства. Педагогики в большей части чем родители обязаны заметить в ребенке то, что называют великим понятием — призвание. Это зов души, чем ребенку больше всего нравится заниматься, тем он и успешнее будет развиваться», — сказал Иван Иванович.

Важный вопрос во время дискуссии поднял и заведующий кафедрой «Технологии программирования» Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Анатолий Абрамович Шалыто. Он отметил, что работа с одаренными детьми — это дело не добровольное, а государственное.

«Наши успехи зависят, по моему мнению, 100% только от того — будут у нас одаренные дети в стране или они уедут — это сейчас будет самый главный вопрос», — сказал он.

«Во многих вузах России говорят, что они так хорошо готовят (студентов), что их Microsoft берет, а меня интересует, чтобы мы готовили детей для России — раз, а второе, даже не для России, а для российских вузов», — заявил Шалыто. После чего отметил, что одним из важных стимулов для того, чтобы выпускники оставались в вузах, является достойная заработная плата.

Отвечая на вопрос о мотивации молодежи, которая приходит в вузы, вице-президент Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук Георгий Николаевич Фурсей отметил, что она зависит от того, каковы приоритеты в государстве. Кроме того, он добавил, что в целом система образования в стране деградирует.

«Одаренные дети — это редкий дар, это бриллиант, это золотой фонд будущего. Это то, на что может рассчитывать страна в будущем», — сказал он и призвал не разрушать эту «хрупкую субстанцию».

Обсудив столь важные вопросы, участники дискуссии решили продолжить обсуждение проблемы и сделать встречи экспертного сообщества регулярными.


ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011