Сочи

Раздел Высшее образование

Статьи

01.12.2011

Что нового в Горном университете Санкт-Петербурга?

Горный университет — один из первых высших технических учебных заведений в России. С 1773 года в нем произошло много важных и интересных событий, учились тысячи значимых для страны специалистов.

Каково же современное положение дел в этом университете? Что должен знать старшеклассник, который готовится стать абитуриентом в 2012 году и выбирает себе профессию и вуз? Корреспондент журнала «ГлавСправ» расспросил первого проректора Санкт-Петербургского государственного горного университета Наталью Владимировну Пашкевич.

Нового в университете появилось очень много. Все вузы страны перешли на двухуровневую систему подготовки, прием ведется на соответствующие направления обучения в бакалавриат, либо на соответствующие специальности специалитета.

Сейчас Горный университет проходит этап объединения с Северо-Западным техническим университетом, и находится в стадии реорганизации. В результате этого некоторые специальности или направления добавятся из СЗТУ, например, «Бухучет», «Финансы» и другие экономические направления. Мы постараемся находить компромиссы с СЗТУ при объединении. Дело в том, что у них один перечень профилизаций, у нас — другой, и, естественно, нам нужно прийти к какому-то общему знаменателю

Бакалавриат

Прием в Горном университете будет идти и на программы специалитета, и по системе «бакалавриат — магистратура». Бакалавриат составляет примерно 45% всего приема. Но абитуриенту стоит учесть, что дальше, если он планирует продолжить обучение в магистратуре, придется пройти конкурс.

Объясним суть новой системы на примере направления обучения «Нефтегазовое дело». В нем есть профилизации: «Эксплуатация и разработка нефтегазовых скважин», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Трубопроводный транспорт» — которые связаны с нефтегазовой отраслью, касающиеся бурения, транспортировки.

По схеме «бакалавриат — магистратура» проходит также группа специальностей направлений «Металлургия», «Электромеханика», «Электротехника» — все, что связано с технологическими машинами и оборудованием, а также экономические направления.

Экономическое направление абитуриенты хорошо знают. «Экономика и управление на предприятии» остается, но сейчас, скорее всего, к этому направлению добавят «Аудит» и «Финансы» — уже в виде бакалавриата.

В программах бакалавриата Горного университета добавлены также направления «Переработка энергоносителей» и «Экология и рациональное природопользование»

Во всех названных направлениях срок обучения — 4 года, после получения диплома бакалавра есть возможность поступать в магистратуру.

Отмечу, что для направлений «Нефтегазовое дело», «Экономика», «Менеджмент», «Автоматизация» возможен только вариант «бакалавриат — магистратура».

Скорее всего, контрольные цифры приема появятся в апреле. И тогда мы сможем четко сказать, какой будет прием, по каким направлениям и в каком количестве.

Отмечу, что квалификационная характеристика бакалавров нашего профиля пока отсутствует. Кто такой бакалавр: старший техник или младший инженер? Вероятно, Министерство образования скоро определит, на какой позиции выпускнику со степенью бакалавра следует числиться на предприятии.

Специалитет

Сформирована одна большая группа образовательных программ по направлению «Геология и разведка». Она остается как специальность со сроком обучения 5 лет, а уже в ней будут выделены специализации. Практически с самого первого курса пойдет деление по специализациям, которые раньше назывались: «Поиски и разведка нефти и газа и полезных ископаемых», «Геофизические методы и другие методы разведки», «Гидрогеология», «Поиски и разведка подземных вод».

В результате успешного окончания обучения (сроком 5 лет) выпускник получит диплом специалиста и квалификацию инженера.

Вторая большая группа специальностей — это «Горное дело». В ней порядка 12 специализаций: «Подземная разработка месторождений», «Открытая разработка», «Взрывное дело», «Маркшейдерское дело» и др. Если учесть, что все специальности направления «Горным дело» — очень сложные, часто требующие хорошей инженерной подготовки, готовят таких специалистов даже не 5, а 6 лет.

Квалификационная характеристика таких выпускников — специалист по направлению или горный инженер. По горному делу не может быть бакалавров или магистров, это общий принцип для всех вузов России такого рода.

Отдельно будут выделены «Горные машины», «Горная электротехника», «Электромеханика» — электротехнические направления попадают и в специалитет, и в бакалавриат. Теперь по указанным профилям совершенно четкое разграничение: либо бакалавр и магистр, либо специалист-инженер.

«Геоэкология» в составе горных специальностей (то, что раньше у нас называлось «Защита окружающей среды») также сохранена в специалитете. Повторю, срок обучения по всем специальностям направления «Горное дело» — 6 лет.

Направление «Безопасность» как сложная категория образовательных программ также преподается по программе специалитета 6 лет.

Перспективные профессии

Корр.: Какое направление обучения вы считаете наиболее перспективным? Выпускники каких направлений будут наиболее успешны и востребованы через 5 лет?

Мы готовим специалистов, бакалавров и магистров для самой передовой и перспективной (по крайней мере, на ближайшие 50 лет) отрасли — минерально-сырьевого комплекса. Что бы кто ни говорил, пока именно она кормила, кормит и будет еще кормить страну.

Речь о другом. Конечно, мы не должны добывать свои богатства и продавать их как сырье: сырую нефть, необработанную руду или просто уголь… Мы должны продавать готовую продукцию, т.к. именно после переработки (а в нефтегазовой отрасли это бензин, масла, дизельное топливо) происходит прирост добавленной стоимости.

Все направления и специальности, которые есть в Горном университете, перспективны. Выбор зависит от самого абитуриента. У петербуржцев одни приоритеты, у абитуриентов из регионов — другие. К нам поступают около 70% иногородних ребят: из нефтегазовых регионов, горнометаллургических, геологических районов страны — для многих это осознанный выбор.

Наиболее востребованы нефтегазовые, экономические специальности, геодезия, городской кадастр, экологические специальности — на них большой конкурс.

Например, «Экология и рациональное природопользование, достаточно сложная специальность. Ведь инженерная защита окружающей среды — это не только наблюдение и мониторинг, но и разработка мероприятий по борьбе с нарушениями природопользования. Горняки, переработчики, металлурги, конечно, нарушают окружающую среду, поэтому им должны противостоять адекватные меры, которые разрабатывают наши геоэкологи и специалисты по рациональному природопользованию.

Вступительные испытания

Для всех направлений обучения проводится конкурс по результатам ЕГЭ. Основные предметы: математика и физика. Физика выбрана потому, что она более универсальна для наших профилей. Абитуриент может подавать документы на 5 специальностей в одном вузе. И если вдруг он не уверен в своих баллах по одному направлению, можно попытаться пройти на другую специальность или направление обучения.

Для направления «Экология и рациональное природопользование» дополнительно требуется ЕГЭ по биологии. А для экономического направления («Менеджмент»), кроме обязательных предметов (русский язык и математика), нужно предоставить результаты единого госэкзамена по иностранному языку.

Корр.: Каких абитуриентов вы ждете летом 2012 года?

Как и любому вузу, нам нужны хорошо подготовленные и профессионально ориентированные абитуриенты. Они должны четко представлять, какими будут специалистами, в какой области будут работать. У нас сложные специальности, но, тем не менее, они конкурентоспособны на международном уровне. Наши специалисты, бакалавры и магистры хорошо востребованы работодателями из Австрии, Франции, Канады и других стран…


Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011