Сочи

Раздел Высшее образование

Статьи

01.02.2011

Согласно духу и букве Болонского процесса

В СПбГУ уже почти 20 лет идет двухуровневая подготовка «бакалавр-магистр». Но со временем все развивается, и отношение к этой системе изменилось. Теперь бакалавриат — не просто «трамплин» перед магистратурой, а вполне самостоятельная ступень образования. О том, как в главном петербургском вузе функционирует двухступенчатая система высшего образования, рассказал профессор Сергей Витальевич Аплонов, заведующий кафедрой геофизики геологического факультета СПбГУ.

В разделении двух ступеней высшего образования: бакалавриата и магистратуры — дух и буква Болонского процесса. Абитуриент в 17-18 лет, увы, не всегда знает, в чем его призвание. За 4 года учебы в бакалавриате он, во-первых, сможет осмотреться и лучше понять свои способности и склонности, и, во-вторых, получить вполне полноценное высшее образование. Если после этого он пойдет поработать 2-3 года, то ему наверняка станет ясно, какие дополнительные знания ему необходимы – в зависимости от этого он и выберет профиль дальнейшего обучения в магистратуре.

К сожалению, в прошлом мы потратили много времени на бесполезные дискуссии о том, что такое бакалавр – полноценный специалист или человек с незаконченным высшим образованием. Со всех сторон раздавались вздохи: «А вот раньше было хорошо, пятилетнее образование, зачем его разрушили»… (Можно подумать, что выпускник советского вуза с дипломом о пятилетнем образовании всегда приходил на производство или в науку готовым специалистом! Если бы это было так…). Конечно, резон в этих доводах был: наверно, для инженерных специальностей пятилетнее образование больше подходит. Но тогда не очень понятно, почему именно ректоры технических вузов все эти годы в дань моде внедряли у себя бакалавриат и магистратуру – чтобы сейчас, спустя столько лет, возвращаться к апробированному десятилетиями пятилетнему образованию?

Пока мы спорили и теряли даром время, престиж высшего образования неуклонно падал, а студенты фактически без конкурса переводились из бакалавриата в магистратуру по тому же направлению. А кое-где потом еще и «поступали» в аспирантуру, а иногда в итоге и защищали кандидатские диссертации. После двух десятилетий подобной практики едва ли стоит удивляться катастрофическому падению престижа научных профессий.

Сейчас все возвращается «на круги своя», и в СПбГУ магистратура является самостоятельным уровнем высшего профессионального образования, как это, собственно, предусмотрено и Болонской системой, и законом РФ «Об образовании». В магистратуру не «переводят», в магистратуру поступают, проходя вступительные испытания. Кроме того, магистратура стала более открытой. В частности, на геологическом факультете мы ждем в магистратуру не только своих выпускников-бакалавров с образованием в сфере геологии, но будем рады и тем, кто получил бакалаврский диплом по физике, химии, математике, географии, биологии, информационным технологиям — это все базовые знания, которые широко используются в геологии. К нам могут поступать выпускники других естественнонаучных факультетов СПбГУ, а также других вузов. Кстати, это могут быть не только бакалавры, но и специалисты (с пятилетним образованием). Ограничение только одно: образование на бюджетной основе можно получать только один раз на каждом уровне. Но для тех, кто уже имеет диплом магистра, появляется возможность учиться в магистратуре другого профиля платно.

Это возвращение к истинному духу Болонского процесса. Ведь в чем его основная идея? В свободе выбора, открытости, многопрофильности образования. Скажем, человек имеет базовое бакалаврское образование, например, по химии. Он идет работать в компанию, в институт, или за рубеж уезжает… В ходе своей профессиональной практической деятельности человек понимает, чего ему недостает, и поступает в магистратуру, например, на менеджмент, экономику или юриспруденцию… А после этого, получив необходимые знания, открывает собственное дело. А может быть, ему просто недостает базовых знаний по той же химии, но теперь он точно знает, что когда поступит в магистратуру, его подготовка станет специализированной, и знает, в чем именно ему необходима специализация.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011