Сочи

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

27.01.2011

Качественное образование строится на классических основах

ГлавСправ продолжает обсуждение нового закона «Об образовании». В этот раз мы попросили нашего гостя, ректора БГТУ «Военмех» Константина Михайловича Иванова, высказать свою точку зрения об одном из самых спорных аспектов законопроекта — стандартах школьного образования. Не секрет, что вузы часто сетуют на качество школьной подготовки. В какую сторону изменится это положение дел с введением новых стандартов?

Школьная программа — на первом курсе?

Современный проект стандарта об образовании в средних школах, который делали четко по критериям американских школ, привел к тому, что из 14 общеобразовательных предметов в 10-11 классах сейчас будет всего три обязательных: физкультура, БЖД и «Россия в мировой истории». Остальные предметы станут необязательными.

Если вспомнить советскую школу, то там тоже было три обязательных предмета, но они были принципиально другие: русский, математика и физика. И это правильно, по моему глубокому убеждению.

Русский язык — это оценка нравственности человека, математика — это оценка способности мысли, а физика — это оценка способности человека воспринимать реальный мир. Вот на этом строилось образование раньше. Обязательные школьные предметы в советское время и сейчас — это, конечно, большая разница.

В новом стандарте пытаются обосновать целесообразность этих трех предметов тем, что нужно знать все о России, о том, как безопасно жить в этом мире, как развиваться, а все остальное придет... В этом есть своя логика.

Но, к примеру, Военмех настаивает на том, что русский язык, математика и физика — вот главные предметы. Как бывший декан я глубоко убежден, что качественное образование и учебные планы необходимо строить именно на этих, классических основах. Именно русский язык, математику и физику мы подтягиваем на первых курсах, а затем уже внедряем начертательную геометрию и идем дальше.

Когда мы выпускаем молодого специалиста, мы даем ему не только высшее образование, но и то, что «недодали» в школе. Например, сейчас в школе почти пропало черчение. Мы решительно против этого, у нас на начертательную геометрию отводится очень много часов, поэтому из стен Военмеха вышли прекрасные конструкторы и технологи. Умение видеть пространство — это очень большая и важная способность, если студент не видит, то какими бы он не обладал знаниями, он не поймет работу сложного устройства.

Сохраним специалитет

БГТУ «Военмех» — это государственное образовательное учреждение, поэтому мы вынуждены действовать в рамках развития нашей страны. А столь кардинальное изменение системы образования — фактически, это реформа. Но если уж мы пошли по этому пути, конечно, новый закон по образованию надо принимать. И мы в своем вузе сейчас обсуждаем новые образовательные стандарты третьего поколения, то, что будем готовить и магистров, и бакалавров, и специалистов.

Но как вуз, который специализируется на подготовке инженеров и конструкторов по классическим специальностям и направлениям, мы стараемся даже в рамках новых стандартов третьего поколения отстоять наши принципы (сохранить специалитет — прим. ред.).

Но главное в новом законе — это не переход на магистра и бакалавра, как все считают, а изменение статуса выпускника. Если раньше в вузе готовили специалиста по узкой специальности и распределяли на завод, то сейчас в законе прописывается главный тезис Болонского процесса: мы должны дать специалисту не определенную специальность, а набор компетенций, которые он уже в рамках своей деятельности сможет либо использовать, либо в дальнейшем развивать. В этом смысле выпускник должен стать более «универсальным», иметь возможность продолжать обучение в разных вузах, иметь возможность адаптироваться в условиях стремительно развивающейся промышленности.

Усиливается фундаментальная составляющая учебного плана, которая спускается на первый-второй курс. Выпускник овладеет более широким спектром знаний, научится адаптироваться в современном мире, а специфику он изучает в меньшей степени. Это общее направление, наверное, оно правильное.

Это касается бакалавриата. На этой ступени выпускник ничего конкретно о производстве не знает, но обладает широкими фундаментальными сведениями. А в рамках магистерской подготовки мы даем ему специальную подготовку.

С этой позиции я поддерживаю новый закон, но с использованием наших традиций в его рамках. Мы готовим достаточно много специалистов и сохранили этот уровень подготовки в довольно большом объеме, — половина студентов будущего набора будут готовиться по программам бакалавр-магистр, а половина — по программам специалитета. В основном, это оборонные и закрытые специальности.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011