Сочи

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

02.11.2010

Как реформа скажется на профтехобразовании?

Изменения в системе начального и среднего профессионально-технического образования обсуждаются сейчас в Общественной палате. Окончательный вариант нового закона «Об образовании» предполагается опубликовать к концу 2010 года. Но уже очевидно: реформа образования в корне изменит расстановку сил и, возможно, окажется роковой для ряда «слабых» ссузов. «ГлавСправ» предлагает рассмотреть и оценить суть нового законопроекта.

И грянул гром…

Новый закон «Об образовании» вызвал большой резонанс, несмотря на то, что еще не был обнародован для широкого обсуждения. Самое больной темой стало возможное сокращение бесплатных образовательных услуг. Особенно это касается среднего и среднего профессионального образования.

Однако министр образования Андрей Фурсенко утверждает, что эти домыслы совершенно не обоснованы: «Среднее образование однозначно остается бесплатным, и, кроме этого, на конкурсной основе люди могут получить бесплатное среднее и высшее профессиональное образование... Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объем бюджетных услуг, бесплатного образования населению не уменьшится».

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

«Профессиональное образование мы будем развивать и поддерживать особо. Принижается роль не университетского высшего образования. Оно не менее важно для страны и человека. Изживает себя само разделение на высшее, среднее и начальное профобразование».

Самое слабое звено

Один из главных пунктов, по которому разгораются споры между сторонниками и противниками нового закона — типология учебных заведений. Если раньше образовательные программы классифицировались по типу «общеобразовательные» и «профессиональные», то по проекту Минобрнауки они поделятся на «основные» и «дополнительные».

По новому закону «Об образовании» в системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

  1. Основные общеобразовательные программы
    • дошкольное образование
    • общее образование:
      • начальное общее образование;
      • основное общее образование;
      • cреднее общее образование.
  2. Основные профессиональные образовательные программы
    • среднее профессиональное образование:
      • подготовка квалифицированных рабочих;
      • подготовка специалистов среднего звена;
    • высшее образование:
      • бакалавриат;
      • магистратура, подготовка специалиста;
      • подготовка научно-педагогических кадров.
  3. Дополнительные профессиональные программы
    • образовательные программы профессиональной переподготовки,
    • программы повышения квалификации (профессионального развития)
    • специализированные последипломные профессиональные программы (ординатура, интернатура, ассистентура, стажировки)
    • и др.

Иван Лобанов, заместитель министра образования и науки:

«Производственные структуры, к которым были привязаны ПТУ, закончили свое существование, и начальный профессиональный уровень оказался в зависшем состоянии».

Радикальные изменения произойдут в среднем и начальном профессиональном образовании. Во-первых, теперь образовательные программы среднего профессионального образования также могут быть реализованы в вузах.

  • Училища (бывш. НПО) будут преобразованы в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в программы профессиональной подготовки;
  • Лицеи (бывш. НПО) будут преобразованы в профессиональные образовательные организации и займутся подготовкой квалифицированных рабочих, их переподготовкой и повышением квалификации;
  • Техникумы (бывш. СПО) также будут преобразованы в профессиональные образовательные организации и кроме подготовки рабочих займутся также обучением, переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена.
  • Колледжи (бывш. СПО) будут преобразованы в организации высшего образования при условии соответствия их образовательных программ уровню программ бакалавриата. Те колледжи, чьи программы не соответствуют этому уровню, преобразуются в техникумы.

Минус один

Начальное профессиональное образование, как таковое, будет ликвидировано. Оно станет частью СПО, и будет заниматься подготовкой квалифицированных специалистов среднего звена. При этом, подготовка рабочих будет вестись не только в учреждениях СПО, но и на старшей ступени школ, на предприятиях, в центрах профессиональной подготовки.

После получения образования первого уровня можно продолжить обучения на втором уровне в значительно более короткие сроки. Разработчики закона считают, что благодаря этому усовершенствованию, профтехобразование перестанет быть «тупиковой веткой», и перейти на более высокую ступень образования станет намного легче. Хорошая новость для будущих абитуриентов: поступить в учебные заведения СПО можно будет без вступительных испытаний, за исключением ряда случаев. Например, когда речь идет о специальностях, требующих творческих способностей. Это нововведение обращается к конституционной норме, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, эксперт Государственной Думы:

«В России существовала очень хорошая система училищ и техникумов, — добавил Сергей Комков. — Она готовила специалистов среднего профессионального образования, которые работали и головой – поскольку хороший мастер всегда работает головой в первую очередь – и руками, использовали свой практический и жизненный опыт и т.д. Колледж, который готовит людей, не умеющих толком ни руками делать, ни головой, приведет к тому, что мы систему среднего профобразования загубим».

Справка: законопроект «Об образовании»

Новый, интегрированный законопроект «Об образовании» — совместная работа Министерства образования и науки, Комитета Госдумы по образованию и Союза ректоров вузов России.

Он вобрал в себя действующие законы: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормы Трудового кодекса, Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, касающиеся образования.

В действующем законе «Об образовании» за последние годы было внесено более 50 поправок, что, по мнению законодателей, значительно усложняет его восприятие. Предполагается, что отличием и достоинством нового закона станет его целостность. Работа над законопроектом началась зимой 2008 года. Планировалось, что он будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия. Президент России Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта «Об образовании», подобное тому, которое ведется вокруг закона «О полиции». 1 декабря 2010 года планируется разместить в Интернете новый вариант законопроекта. Предположительно, обсуждение нового закона будет проходить до 1 февраля 2011 года.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011