18.10.2012
Вчера Дмитрий Ливанов представил Госдуме окончательный вариант законопроекта «Об образовании». Эпопея длиной в два года, наконец, приближается к развязке: депутаты со многими оговорками все же приняли документ в первом чтении.
Новый закон «Об образовании» придет на смену сразу двум предшественникам: «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», (1996 г. ).
Немало нареканий вызывали формулировки нового закона: «образовательные услуги», «педагогический работник» и другие. Особо впечатлительные видели за этими эвфемизмами призрак злой бюрократической силы, которая желает стереть из умов населения старые добрые понятия: «учитель», «воспитание», «образование».
Как водится, проекту несправедливо приписали и весь негатив, связанный с новациями в области образования последних лет: новые образовательные стандарты в школе, ФЗ-83 о платных образовательных услугах, сокращение числа филиалов и мелких вузов и т.д.
Проект «образовательного кодекса», как его именуют в кулуарах Минобрнауки, был впервые опубликован 1 декабря 2010 года. С тех пор в адрес рабочей группы, занимавшейся документом, было направлено более 20 тысяч замечаний и поправок. |
Тем не менее, законопроект «Об образовании» был полностью сформирован и 17 августа 2012 года представлен Госдуме министром Дмитрием Ливановым для рассмотрения в первом чтении.
По словам министра, центральным элементом законопроекта стал человек и провозглашенная ранее идея: «Образование через всю жизнь». Главная идея нового закона заключается в «создании условий для личного развития, профессионального роста в любом возрасте».
Ливанов предостерег депутатов от предвзятых мнений, основанных на сообщениях некоторых СМИ. Так, например, необоснованным является обвинение в сокращении бесплатных образовательных услуг и даже введение платного среднего образования. Министр напомнил, что это, прежде всего, противоречит Конституции РФ: «при этом количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а напротив, увеличивается», — уточнил Ливанов.
В то же время, будут повышаться требования к содержанию высшего образования. «Образование ради корочки не имеет смысла», — подчеркнул министр.
Итак, в чем же суть нового закона «Об образовании»?
Государственные гарантии бесплатности образования: за каждым гражданином закреплено право на бесплатное дошкольное и школьное образование. На конкурсной основе (но по-прежнему бесплатно) все желающие смогут получить среднее и/или высшее профессиональное образование.
Статус педагога: ключевая роль учителя как профессионала и члена общества будет подкреплена достойной зарплатой и мерами социальной поддержки.
Бесплатное образование, в том числе, профессиональное, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях (если у них есть гос. аккредитация).
Впервые набор студентов в негосударственные вузы на средства федерального бюджета состоялся летом 2012 года. В Петербурге в список Минобрнауки попали два таких вуза: Гуманитарный университет профсоюзов и Институт правоведения и предпринимательства. |
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-прежнему останется главной системой оценки знаний выпускников и инструментом для поступления в вузы и колледжи. При этом сохраняются льготы для победителей олимпиад, чемпионов и призеров олимпийских игр, детей-инвалидов.
Четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии... Заявлен и принципиально иной подход к людям с ограниченными возможностями здоровья: вместо их изоляции будет введена инклюзивная система в школах и вузах.
Ученики имеют возможность самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использовании электронного обучения. Новый проект установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Школьное образование — связующее звено не только между учителями и учениками. В этот процесс должны включиться и родители: они должны не только выбирать учебный курс для своих детей, но участвовать в управлении образовательных учреждений.
Эффективность профессионального образования будет оцениваться по тому, насколько востребован и конкурентоспособен дипломированный выпускник. Первостепенная роль в этом направлении принадлежит работодателям — они смогут участвовать в подготовке будущих кадров. Также вводится процедура независимой оценки качества.
Инновационная деятельность образовательных учреждений должна будет оцениваться специальными нормативами, которые регулируют использование новых образовательных технологий, новых педагогических методик и образовательных моделей.
На обсуждении в Госдуме оппонентом Ливанова стал депутат фракции КПРФ Олег Смолин — автор «альтернативной» версии закона. По его словам, в правительственном законопроекте ликвидируются льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в профессиональные учебные заведения, вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя отдается на усмотрение региона, ничего не говорится о выплатах за классное руководство и т.д. Под сомнение ставится и заявленная доступность бесплатного образования.
«На 10 шагов вперед приходится 15 шагов назад» — так охарактеризовал Смолин суть официального законопроекта. При этом «коммунистический» вариант поддержал нобелевский лауреат Жорес Алферов, упомянув заслуги советского школьного образования.
Замечания в адрес министерского законопроекта были озвучены и со стороны депутатов других фракций. Так, единоросс Григорий Балыхин отметил, что следует переработать критерии по присвоению вузам статуса «федеральный университет», а также их программ развития. По его словам, также стоит обратить внимание на государственную аккредитацию образовательных учреждений и образовательных программ.
Дебаты по поводу принятия закона развернулись не только за трибуной, но и в кулуарах Госдумы. Вот несколько комментариев: Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «Я считаю, что наш закон на порядок лучше, чем у Единой России. Они переписали все эти позиции, в том числе, с западных законов. Написан он нерусским новоязом, вы как читатели мало что поймете и не раберетесь. Наше преимущество заключается в том, что мы прописали фактически все нормативы и считаем, что меньше 7% бюджета на эти цели тратить нельзя». Владимир Бурматов, первый зам. председателя Комитета Госдумы РФ по образованию: «Если бы меня спросили, какой из вариантов закона является по-настоящему народным: тот, который написали несколько депутатов-коммунистов, или тот, к которому приложили руку 25 тысяч человек, членов профессионального сообщества и экспертов — я бы сказал, что второй вариант более правильный. Именно его мы сегодня и предлагаем к рассмотрению». Оксана Дмитриева, зам. руководителя фракции «Справедливая Россия»: «Наша фракция не будет поддерживать правительственный закон об образовании, т.к. он продолжает совершенно неудовлетворительную концепцию так называемого 83-го закона, который изменил статус всех бюджетных учреждений социальной сферы и обеспечил их коммерциализацию». |
В конечном итоге, законопроект «Об образовании» поддержали 292 депутата, против высказались 77, один воздержался. По прогнозам депутатов, полностью документ будет принят до конца года и вступит в законную силу с 1 января 2013 года.
Основные положения нового закона «Об образовании» для широкого круга читателей Министерство образования и науки РФ опубликовало в специальной брошюре (смотреть файл).
ГлавCправ. 2012