03.12.2021
1 декабря петербургские одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение. Темы сочинений были объявлены за 15 минут до начала испытания. Сейчас в школах города активно идет оценка работ.
Уже стало известно, какие темы стали наиболее популярными среди выпускников. Например, в школе № 323 самыми популярными стали две темы: «Когда слово становится преступлением?» и «В чём может проявляться любовь к своему Отечеству?».
«Тему, посвященную юбилею Достоевского, в нашей школе выбрало 50% учеников. И я была удивлена тому, что мало кто выбрал четвертую. Я полагала, что она будет самой популярной, так как самая простая и ни к чему не привязана. Но одни, возможно, побоялись свободной темы. Другие же напротив говорили, что это слишком легко и неинтересно», – говорит Евгения Гудковская, член Совета Ассоциации классных руководителей Санкт‑Петербурга, победитель конкурса лучших учителей России 2021 года, эксперт ЕГЭ по русскому языку, тьютор по проверке работ оценочных процедур по допуску к ГИА.
По ее словам, основные трудности у ребят были связаны с раскрытием второй темы – при первом прочтении вопроса многие дети растерялись. «Но те ребята, которые понимали, что это за направление и как развивать мысль, писали сочинения на основе антиутопий XX века», – подчеркнула педагог.
Опираться на литературное произведение при написании итогового сочинения школьники должны были вне зависимости от выбранной темы. И, как отметила Евгения Гудковская, чаще всего одиннадцатиклассники обращались к «Преступлению и наказанию», «Войне и миру» и «Капитанской дочке». Также ребята выбирали произведения Лескова, Горького, Карамзина, антиутопии Брэдбери и Оруэлла.
Эксперт ЕГЭ, классный руководитель, учитель высшей категории школы № 525 Ирина Чёрная рассказала, что среди ее учеников наиболее популярной стала тема «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?». «Она предоставляет свободу выбора, писать можно о любой прочитанной книге, важно суметь аргументировать, грамотно выстроить сочинение, чтобы тема была раскрыта. Как показывает практика, выбрать книгу для анализа в рамках заданной темы многим учащимся непросто, а здесь как раз выбор не ограничен», – объясняет педагог.
Ирина Чёрная отметила, что выпускники хорошо справились и с темой «Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?». Третью («Когда слово становится преступлением?») и пятую тему («В чем может проявляться любовь к своему Отечеству?») тоже выбирали. Правда, писали так же, как и вторую, немногие. «Формулировку пятой темы я считаю очень удачной, а вот формулировка третьей многих смутила: не все поняли, как ее раскрыть, анализируя именно «Преступление и наказание». Но мы уже видим, что те ученики, которые это поняли, успешно справились с сочинением», – поделилась своими впечатлениями Чёрная.
Справочно
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Работы выпускников оцениваются по системе "зачет-незачет" и являются допуском к ЕГЭ.
Результаты итогового сочинения объявят не позднее 15 декабря. Школьники, получившие неудовлетворительную оценку, не явившиеся на итоговое сочинение 1 декабря или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут повторно написать работу 2 февраля или 4 мая.
Подробно о ЕГЭ в разделе ЕГЭ, ГИА и подготовка к поступлению на сайте ГлавСправ.
Источник: Пресс-служба Комитета по образованию г. Санкт-Петербург