Саранск

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

11.02.2011

Читайте проект, а не мифы о нем

На состоявшемся в Госдуме 9 февраля Парламентском часе министр Фурсенко отчитался о нововведениях в сфере образования. Резкую критику среди депутатов и СМИ вызвали планы министерства ввести с 2020 года новые стандарты школьного образования. Что же вызвало такую волну негодования и обоснованы ли опасения общественности, рассказала Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ-ВШЭ.

Другой путь

Новый стандарт предлагает совершенно иные способы воспитания, о которых в СМИ и блогосфере почему-то не говорится. Например, для старшеклассников предусмотрена принципиально новая форма работы — исследовательский проект, который должен выполнить каждый школьник, индивидуально или в малых группах. Это важнейшее изменение подхода к воспитанию: человек приобретает опыт, делая что-то самостоятельно.

Именно проектная работа дает компетенции, необходимые взрослому человеку, прежде всего умение самостоятельно ставить и решать проблемы. Ребята будут искать материал для проектов, выбирать темы по интересам, работать в команде, разделять обязанности, учиться лидерству…

Конечно, воспитание, как и прежде, должно осуществляться через передачу положительного опыта от учителя к ученику. Но здесь успех не гарантирован, если эта «передача» сведется к рассказу о чужом опыте, который не вызовет у школьников ни интереса, ни понимания.

Свобода в рамках разумного

Новый стандарт, на мой взгляд, способен решить две задачи. Он гарантирует получение глубоких предметных компетенций в выбранных областях. И — выполняет важную воспитательную задачу: дает ребятам возможность самостоятельного выбора.

В старшей школе каждый ученик должен сам выбрать предметы для изучения. Это не значит, что можно «взять» физику, химию, математику, информатику, а русский язык и историю не изучать вовсе. Стандарт выделяет предметные области — из каждой ученик должен выбрать как минимум по одному предмету.

Кроме того, все школьники будут изучать три предмета: физкультуру, ОБЖ и новый курс «Россия в мире». Мне это представляется оправданным решением. Необходимо заботиться о здоровье детей, что невозможно без физкультуры, востребованность знаний в области ОБЖ в очередной продемонстрировали недавние события в аэропорту Домодедово, а курс «Россия в мире» при должной реализации поможет детям узнать о своих правах и обязанностях, определить гражданскую позицию.

Три плюс…

Базовый уровень изучения каждого предмета — это три урока в неделю, профильный — пять.

Шесть предметных областей стандарта: русский язык и литература, родной язык и литература; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; курсы по выбору. Если школьник интересуется точными науками, он может взять все предметы математической области: математику (алгебру и геометрию) и информатику на профильном уровне, получить по ним действительно глубокую подготовку; а предметы остальных областей — на базовом и интегрированном, чтобы иметь кругозор культурного человека.

Профильное обучение и сегодня действует в целом ряде школ, в том числе сельских. Именно для лучшего обеспечения качества обучения, в том числе профильного, меняются формы работы сельских школ. Старшая ступень отделяется от младшей и средней, появляются крупные ресурсные центры, которые могут обеспечить профильное обучение на более высоком уровне.

Практикуется сотрудничество между школами: к примеру, занятия на базовом уровне проходят в небольших населенных пунктах, а для обучения на профильном уровне школьников отвозят в более крупные села, в ресурсные центры. Так что в связи с переходом на новый стандарт я не вижу особенных проблем для сельских школ.

Не так страшен стандарт

Причина резкой критики проекта стандарта — последствия мифологизации стандарта. Учителя и родители не читают проект стандарта, а читают мифы о нем, спорят с мифами, из которых самый распространенный — про ограничение обязательной программы тремя предметами.

До обсуждения реальных трудностей, которые возникнут при переходе на новый стандарт, дело пока не дошло.

Но ведь даже с воспитанием наверняка возникнут значительные сложности: наши учителя пока не готовы к тому, чтобы дать школьникам возможность выполнять проекты самостоятельно и вообще осуществлять какой-либо самостоятельный выбор.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011