Самара

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

11.07.2017

Александр Запесоцкий: Петербургское образование не имеет себе равных

Новая приемная кампания в вузы ставит перед абитуриентами непростые вопросы по выбору будущей профессии. О гуманитарном образовании в вузах Санкт-Петербурга редакции ГлавСправа рассказал заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, академик, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Сергеевич Запесоцкий.


Состояние системы гуманитарного образования в Санкт-Петербурге на текущий момент

Состояние системы гуманитарного образования в Петербурге определяется наличием нескольких десятков вузов высочайшего класса, не имеющих мировых аналогов.

Здесь, конечно, не надо ориентироваться ни на какие рейтинги. Рейтинги – сфера безумного шарлатанства. В них совершенно нет показателей, по которым можно было бы оценить, к примеру, Академию художеств, Консерваторию, Педагогический университет им. Герцена и другие замечательные учреждения нашего города. Петербургское качество образования не имеет себе равных. Не случайно даже самые заурядные наши педагоги, переехав в любые мировые столицы, становятся там звездами. Секрет прост: Петербург, с момента своего строительства, является уникальным средоточием гуманитарной культуры. Идет ли речь о драме, балете, опере, изобразительном искусстве, музеях, лингвистике, архитектуре, педагогике, социально-гуманитарных науках и т.д. и т.д.

Все эти области практики, все знаменитые учреждения нашего города с самого начала испытывали потребность в сотрудниках высшей квалификации и работали рука об руку с вузами. Отсюда – и традиции, и результат.

Перспективные направления развития гуманитарного образования в Санкт-Петербурге и в России в целом

Ни один из вузов Петербурга не предлагает абитуриентам какие-то бесперспективные специальности. У нас, в СПбГУП, например, 18 направлений подготовки. И по каждому в последние 15 лет практически 100% трудоустройство выпускников. Конечно, сейчас молодежь испытывает особый интерес к специальностям, в которых гуманитарный контент сопряжен с информационными технологиями. В нашем Университете - это, в первую очередь, режиссура мультимедиа, искусствоведение, журналистика, реклама и PR, музыкальная звукорежиссура. Но и традиционные: юриспруденция, экономика, менеджмент, психология, лингвистика, история искусств, хореография, режиссура театра и актерское искусство, - не менее перспективны.

Серьезное будущее и у тех, кто выберет конфликтологию. Это перспективное направление, на стыке психологии, юриспруденции, экономики, востребованное государством и обществом. (Факультет конфликтологии в СПбГУП создан по инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России и при поддержке Правительства Российской Федерации и лично Владимира Путина в 2008 году - прим. ред.)

Востребованность профессионального гуманитарного образования - каковы экономические предпосылки динамики этого процесса?

Еще раз скажу: среди наших выпускников нет безработных. Сфера применения специалистов гуманитарного профиля неуклонно расширяется. Это происходит параллельно (и разнонаправленно) с уменьшением занятости людей в сельском хозяйстве и промышленности. Да и роль свободного времени, досуга резко возрастает. Нужно все больше профессионалов для работы в ней.

Однако следует понимать, что очень большое значение с точки зрения карьеры, успеха в жизни играет ответственное отношение студента к учебе, трудолюбие, дисциплина. А с этим у многих сегодня проблемы. Сама по себе специальность не выведет на вершину успеха без упорного труда человека.

Какого рода отношения между гуманитарным и техническим образованием характерны современному периоду?

Полное невежество гуманитария в естественнонаучной сфере недопустимо. У старшеклассника к моменту поступления в вуз должна сложиться в голове картина мира. Иначе и в гуманитарной сфере добиться высот будет сложно. Между тем, школа сейчас становится все более однобокой: либо гуманитарий, либо технарь. Это опасность, которой люди должны противостоять, если хотят иметь хорошие перспективы в жизни.

Какие тенденции в современном гуманитарном образовании Вас радуют, какие настораживают?

Если меня что-то и настораживает, так это легкомыслие части молодежи. Многие старшеклассники хорошо умеют потреблять, но не склонны к систематической работе над собой.

У нас в СПбГУП средний конкурс около 40 человек на место, по отдельным специальностям – до 120. Отбираем настоящие сливки общества. И то, от 7 до 12% в год приходится отчислять в связи с ленью и безответственностью. Это не может не огорчать. Казалось бы, если мы предоставляем студентам совершенно уникальные возможности для овладения профессией, саморазвития, этим нужно пользоваться «на полную катушку». Но не все хотят.

Радует масса по-настоящему талантливых абитуриентов; успехи выпускников, их карьерный рост.

Изменилось ли количество бюджетных мест по гуманитарным направлениям обучения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга?

Количество мест по сравнению с прошлым годом немного уменьшилось. Но платные места практически не имеют ограничений. Это важно, поскольку в каждом вузе существуют реальные возможности перехода с платного на бесплатное обучение за счет нерадивых студентов.

Александр Сергеевич, Ваши пожелания абитуриентам, которые будут поступать в 2017 году.

Желаю абитуриентам найти свое призвание, реализовать свои способности, завоевать достойное место в жизни. Это и есть путь к счастью. А мы, ректоры петербургских вузов, вам в этом поможем!

Александр Сергеевич Запесоцкий,
заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга,
академик, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов


ГлавСправ 2017

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011